Шрила Сатчитананда Бхактивинода Тхакур (часть 5)

декабря 11, 2011

Продолжение биографии Шрилы Бхактивинода Тхакура в которой вы прочитаете о дальнейшей судьбе великого ачарьи, в том числе и о его обширной литературной деятельности, а также о титуле Бхактивинода, который Кедаранатх получил от наставников вайшнавов того времени. Предыдущую часть читайте здесь.

Цель этой статьи о Шриле Саччидананде Бхактивиноде Тхакуре прежде всего в том, чтобы представить его в истинном свете — как всецело духовную личность. Хотя Бхактивинода Тхакур на первый взгляд кажется обыкновенным бенгальским интеллектуалом, который из любознательности обратился к сознанию Кришны и потом постепенно достиг духовного совершенства, нужно всегда помнить, что он относится к числу приближенных Верховного Господа, вечно сознающих свою истинную природу. Бхактивинода Тхакур явился из духовного царства, чтобы продолжить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Какими бы ни были внешние обстоятельства жизни Тхакура, его ни в коем случае не следует считать одной из обусловленных душ этого мира, ибо он принадлежит к ближайшему окружению Кришны на Голоке Вриндаване, высшей планете духовного неба.

Из-под пера Бхактивиноды Тхакура вышло более ста книг, необычайно глубоко объясняющих философию Господа Чайтаньи. Песни и стихи Тхакура, в которых он описал свои экстатические эмоции и прозрения, по утверждению ачарьев-вайшнавов, тождественны гимнам Вед и выражают высочайшую любовь к Богу. Бхактивинода Тхакур денно и нощно служил Господу, проповедуя учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Не будет преувеличением сказать, что именно Тхакур возродил начатое Господом Чайтаньей духовное движение и является самым выдающимся философом в истории Гаудия-вайшнавизма со времен Шрилы Баладевы Видьябхушаны — автора «Говинда-бхашьи», признанного комментария на «Веданта-сутру». Литературный труд и духовная мудрость Шрилы Бхактивиноды достойны шести Госвами Вриндавана, главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому Тхакура по праву называют «седьмым Госвами».

намо бхактивинодая
сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупая
рупануга-варая те

намаха-поклоны; бхактивинодая — Шриле Бхактивиноде Тхакуру; сат-чит-ананда намине — известному под именем Саччитананды; гаура-Господа Чайтаньи; шакти — энергии; сварупая — олицетворенной; рупа-ануга-варая — всеми почитаемому последователю Шрилы Рупы Госвами; те — тебе.

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Саччитанандой Бхактивинодой, олицетворением трансцендентной энергии Чайтаньи Махапрабху. Он неуклонно следует по пути, который указали Госвами, во главе со Шрилой Рупой.

Шрила Сатчитананда Бхактивинода Тхакур (часть 5)

  1. Как было обнаружено место рождения Господа Чайтаньи
  2. Проповедь Святого имени
  3. Могучее перо
  4. Отставка. Развитие проповеди

 

12. Как было обнаружено место рождения Господа Чайтаньи

В 1887 году в возрасте сорока девяти лет Бхактивинода Тхакур начал подумывать об отставке. Он пишет в автобиографии:

«Головные боли полностью прошли, и я продолжал усердно изучать духовную литературу. Общение с преданными избавило меня от мирских привязанностей. Мне в голову приходили такие мысли: «Я прожил жизнь напрасно, так и не развив привязанности к служению Радхе и Кришне. Теперь, когда пришло время выйти в отставку, я поселюсь где-нибудь в рощах Вриндавана на берегу Ямуны и буду до конца своих дней совершать там бхаджан со своим другом Бхактибхрингой».

Поговорив с Бхактибхрингой, Бхактивинода Тхакур по поручению правительства отправился в Таракешвар. В первую же ночь после приезда в Таракешвар Тхакур увидел необычный сон. Во сне Господь Чайтанья сказал ему:

«Ты обязательно попадешь во Вриндаван, но сначала тебе предстоит сделать кое-что в Навадвипе».

Вернувшись из Тара-кешвара, Шрила Бхактивинода рассказал о своем сне Бхактибхринге, и тот посоветовал ему добиться назначения в Навадвипу. Тхакур обратился с этой просьбой к мистеру Пикоку, но он счел невозможным перевести его в другое место. Тхакура охватила духовная тревога. Ему предложили пост первого помощника главного комиссара Ассама, а потом должность в министерстве штата Типерра, но он отказался, хотя оба места сулили большой престиж и высокое жалованье. Бхактивинода Тхакур подал прошение об отставке, но оно было отклонено. Наконец, он решил сменить помощника мирового судьи Кришнанагара, предложив ему свой пост в Шрирампуре, и тот согласился. Прошение о переводе было направлено в правительство, и перевод был одобрен. Узнав об этом, Тхакур возликовал, но неожиданно его одолела болезнь.

«В хорошем расположении духа я вернулся домой, но потом у меня вдруг начался сильный жар, который долго не проходил. Мистер Торнби отговаривал меня от поездки, но я решил, что поеду в Кришнанагар живым или мертвым… Путешествие было нелегким, однако при мысли о том, что я скоро увижу Навадвипу, я переставал обращать внимание на неудобства. На следующий день после приезда в Кришнанагар я встретился со сборщиком налогов мистером Хопкинсом. Учитывая состояние моего здоровья, он поручил мне заведовать казной и рассматривать исковые требования на небольшие суммы. Каждый день, выпив стакан молока, я собирался с силами и шел в суд. В конце дня я падал в постель, как убитый. Доктор Россель, осмотрев меня, сказал:

— Вы довели себя до полного изнеможения. Вам следует немедленно изменить режим питания и начать лечиться, иначе вы скоро умрете.

До этого в течение сорока пяти дней я питался одним молоком. Доктор Россель прописал мне хинин и щадящую диету. Следуя его рекомендациям, к Рождеству я почувствовал себя немного лучше. Во время рождественских каникул мы с женой отправились на поезде в Навадвипу. Когда по приезде я окинул взглядом окрестности, волосы у меня на теле встали дыбом. Мы переправились через Гангу и остановились на постоялом дворе. Там я распорядился приготовить обед и предложить его Господу Чайтанье Махапрабху. Получив даршан Господа, я впервые за долгое время попробовал рис, чечевичную похлебку с зеленым джекфрутом, тушеные овощи с банановой мукой и другие блюда. Никогда в жизни я не ел ничего вкуснее».

С тех пор Бхактивинода Тхакур стал каждую субботу приезжать в Навадвипу и искать место рождения Чайтаньи Махапрабху. К сожалению, местные жители ничего не знали о находящихся в тех краях святых местах, либо вообще не проявляли к ним никакого интереса. Большинство из них считало, что место рождения Господа Чайтаньи находится в самой Навадвипе, но у Тхакура имелись сомнения на этот счет. Другие утверждали, что место это было утеряно, после того как Ганга изменила русло.

Неудовлетворенный результатами своих исследований, Шрила Бхакгивинода продолжал поиски.
Однажды вечером он вместе с Камалом Прасадом и знакомым клерком отдыхал на плоской крыше постоялого двора в Навадвипе. Небо затянули тучи. Стояла непроглядная тьма. То, что произошло потом, Тхакур описывает так:

«На другом берегу Ганги к северу от нас я вдруг увидел огромное здание, залитое светом. Я спросил Камалу, не померещилось ли мне, и он подтвердил, что видит то же самое. Клерк же уверял нас, что ничего не видит. Меня это поразило. Поднявшись утром на ту же самую крышу, я стал осматривать место, где было видение. Там росла высокая пальма. Я выяснил, что это место, которое называется Баллалдигхи, расположено неподалеку от развалин крепости царя Лакшманы Сены».

От местных жителей Бхакгивинода Тхакур узнал, что неподалеку от Баллалдигхи находится большой пруд, выкопанный в двенадцатом веке отцом Лакшманы Сены, царем Баллалом Сеной, в честь которого это место и получило свое название. Кроме пруда там больше не было ничего примечательного. В следующую субботу Тхакур отправился в Баллалдигхи, где ночью его глазам снова предстало необычное видение. Весь следующий день Тхакур ходил по окрестностям и беседовал с местными старожилами. Они уверяли его, что Шри Чайтанья Махапрабху родился именно здесь. Точное место явления Господа, по их словам, находилось на большом холме, поросшем деревцами туласи.

Чтобы убедиться в правильности своих предположений, Бхактивинода Тхакур изучил древние рукописи «Чайтанья-бхагаваты», «Бхакти-ратнакары», «Навадвипа-парикрама-паддхати», а также старинные карты. На одной из карт второй половины восемнадцатого века Тхакур обнаружил название «Шри Майяпур» на том самом месте, которое позднее стали называть Баллалдигхи. Работая с картами и расспрашивая местное население, он узнал много интересного. Например, он выяснил, что город Навадвипа на западном берегу Ганги насчитывал к тому времени не более ста лет. В Навадвипе Тхакур встречал тех, кто еще помнил, как в юности они переехали в новый город из Баллалдигхи. А некоторые старожилы по привычке продолжали называть Баллалдигхи Майяпуром. Кроме того, Тхакур прочитал, что Господь Чайтанья явился на восточном берегу Ганги, а посему современная Навадвипа не может быть местом Его явления. Наконец, в «Бхакти-ратнакаре» он нашел стих, который окончательно рассеял его сомнения:

навадвипа мадхье майяпура номе стхан
ятхайя джанмилен гаурачандра бхагаван

«В центре Навадвипы есть место, называемое Майяпуром. Там родился Верховный Господь Гаурачандра».

Так, подобно Рупе и Санатане Госвами, которые нашли забытые места игр Кришны во Вриндаване, Бхакгивинода Тхакур обнаружил забытое место явления Гауранги в Навадвипе. Это выдающееся открытие, сделанное в начале 1888 года, стало эпохальным событием в истории Гаудия-вайшнавизма, поскольку точное место явления Шри Чайтаньи Махапрабху до этого не было известно.

Некоторое время спустя, желая еще раз удостовериться в том, что Господь Чайтанья родился именно в Баллалдигхи, Бхакгивинода Тхакур пригласил туда Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи. Бабаджи, которому в то время было более ста двадцати лет, настолько ослаб, что не мог самостоятельно ходить, поэтому один из учеников носил его на спине в корзине. Глаза у Бабаджи не открывались, и если ему требовалось посмотреть куда-то, он поднимал веки руками. Оказавшись на месте, которое обнаружил Бхакгивинода Тхакур, Бабаджи вдруг выпрыгнул из корзины и стал в экстазе кричать:

эй то нимай-джанма-бхуми — «Воистину, Господь Нимай родился здесь!»

Таким образом, достоверность сделанного Тхакуром открытия подтвердилась как с исторической, так и с духовной точки зрения. Оно положило начало дальнейшим исследованиям, в результате которых были обнаружены многие другие места, связанные с Господом Чайтаньей. Бхакгивинода Тхакур описал их в книге «Шри Навадвипа-дхама-махатмья«, изданной в 1890 году.

Джаганнатха даса Бабаджи и Бхакгивинода Тхакур ненадолго остались в Баллалдигхи, чтобы совершить обряд поклонения Господу Чайтанье. Вернувшись в Кулию, Бабаджи попросил пристроить к его хижине веранду, где он мог бы принимать посетителей. Тхакур незамедлительно исполнил просьбу своего гуру, чем доставил ему большое удовольствие.

В Кришнанагаре у Бхактивиноды Тхакура начался сильный тонзиллит. Тхакур получил двухмесячный отпуск и за это время приобрел дом в Сурабхи-кундже, где впоследствии писал свои книги и часами напролет совершал бхаджан.

Затем вместе с женой и детьми Тхакур на экипаже отправился в Улу. Побывав в доме, где прошло его детство, Шрила Бхактивинода навестил мистера Эдгара, который в свое время помог ему получить перевод в Кришнанагар. Тхакур попросил его о назначении в другой город, где бы он мог поправить здоровье. В 1889 году Шрилу Бхактивиноду перевели сначала в Нетракону, затем в Тангаил, а оттуда в Бурдван. Там Тхакур написал сборник из тринадцати песен под названием «Шока-шатана«. Эти и другие песни собственного сочинения он пел вместе с друзьями.

В 1890 году Бхактивинода Тхакур издал произведение об Абсолютной Истине под названием «Амная-сутра«, а также первую часть «Шри Навадвипа-дхама-махатмьи«, в которой рассказывается о путешествии Господа Нитьянанды и Дживы Госвами по Навадвипе. Эта книга называлась «Парикрама-кханда«. Вскоре вышла и вторая часть, «Прамана-кханда«. В ней в пяти главах приводятся стихи из ведических писаний, прославляющие святую землю Навадвипы.

Весной 1890 года Бхактивинода Тхакур побывал в нескольких святых местах, включая место рождения Вриндавана даса Тхакура и Годрумадвипу. Затем в Кулии Тхакур встретился с Джаганнатхой дасом Бабаджи. Из Бурдвана Бхактивиноду Тхакура перевели в Ранигандж, а в 1891 году обратно в Динаджапур. Там Тхакур издал «Бхагавад-гиту» с комментарием Шрилы Баладевы Видьябхушаны и собственным комментарием.

13. Проповедь Святого имени

В августе 1891 года Бхактивинода Тхакур получил двухгодичный отпуск, который он намеревался использовать для проповеди славы Святого Имени. Штаб-квартирой Тхакура в этот период была Годрумадвипа, которую он называл Нама-хаттой, «рынком Святого Имени«. В проповеди Тхакуру помогал его закадычный друг Рамсевак Чхаттопадхьяя Бхактибхринга, а также Ситанатха дас Махапатра и Ситал Бхритья. Вместе они ездили по городам и селам, выступали с лекциями и вдохновляли людей принять вайшнавизм. Шрила Бхактивинода с большим удовольствием вспоминает об этом:

«В месяц ашвина я с Рамсеваком, Ситанатхой и Ситалом Бхритьей на корабле отправился в Рамдживанпур петь киртаны и читать лекции… Мы выступали по всему Рамдживанпуру и были совершенно счастливы. Из Рамдживанпура мы поехали в Кайяпатх Бадангандж, где тоже выступили с лекциями, чем несказанно обрадовали всех местных преданных, брахманов и пандитов. Пробыв там тринадцать дней и прочитав на прощание лекцию в Гхатале, мы отправились в обратный путь. Проведя некоторое время у себя дома в Калькутте, я поехал в Сурабхи-кунджу. Там мы также стали часто проводить санкиртану».

При жизни Бхактивинода Тхакур основал более пятисот групп Нама-хатты. Присущий Тхакуру дух проповеди полностью соответствовал настроению Господа Нитьянанды, которому Сам Шри Чайтанья Махапрабху приказал проповедовать в Бенгалии:

«Слушайте Меня, Нитьянанда и Харидас! Я хочу, чтобы Мою волю узнали все. Идите от дома к дому и просите каждого встречного повторять Святое Имя Кришны, поклоняться Кришне и соблюдать данные Им заповеди». («Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 13.8-9)

В «Шри Шри Годрума-калпавати» Бхактивинода Тхакур называет себя дворником на рынке Святого Имени. В центре рынка, расположенного в Годрумадвипе, находится кладовая — «Шримад-Бхагаватам». Главный торговец — это Господь Нитьянанда. В Бенгалии Его представляет Адвайта Ачарья, во Вринда-ване — Рупа Госвами и Санатана Госвами, в Джаганнатха-Пури — Сварупа Дамодара и Рамананда Рай. Кладовщиками в Бенгалии являются Гададхара Пандах, Шримати Вишнуприя и Шримати Джахнава Тхакурани, во Вриндаване — Рагхунатха дас Гос-вами, а в Джаганнатха-Пури — Парамананда Пури. Далее описывается трансцендентная денежная единица, используемая на этом рынке. Разные ступени преданности символически сравниваются с пайсой (самой мелкой монетой), анной (одна анна равна шести пайсам) и серебряной монетой, а према, или чистая любовь к Богу — с золотой монетой. Кроме того, в очерке идет речь о качествах, необходимых для участия в Нама-хатте, подробно говорится о том, как нужно повторять Святое Имя, и т.д. Затем Тхакур рассказывает о поездках своей проповеднической группы.

«Поздно вечером в понедельник пятого числа месяца ашвина 406 года от рождения Господа Чайтаньи дворник, его помощник и знаменосец [Бхактивинода Тхакур, Бхактибхринга и Ситанатха] прибыли в город Гхатал. Более тысячи собравшихся там преданных Святого Имени устроили оглушительную санкиртану. На рассвете следующего дня мы вместе с вайшнавами из Рамдживанпура устроили великолепный киртан. После этого мы направились в проповеднический центр Шриюты Кунджабихари Пайны, где собралось более тысячи преданных. Все они громко пели Святое Имя Господа Хари. Руководитель местной Нама-хатты Шриюта Умачарана Видьяратна тепло приветствовал ,дворника», его помощника, знаменосца и остальных участников Нама-хатты. Затем «дворник» выступил с лекцией о славе Святого Имени. Его лекция и вайшнавские песни наполнили сердца присутствующих любовью к Богу. Торговцы Святым Именем Шриюта Рамадас Бабаджи и Шриюта Таркаланкара Бабаджи тоже порадовали слушателей своими лекциями. Собравшиеся начали расходиться только через три часа после захода солнца, устроив нама-санкиртану и оглашая воздух громкими возгласами «Хари!» [Это означает, что собрание длилось с раннего утра до поздней ночи!].

Днем 7 числа месяца ашвина на улицах Рамдживанпура собралась огромная толпа. Когда на главной дороге показалась группа санкиртаны, вайшнавы, которые встречали процессию у дверей своих празднично украшенных домов, с великой преданностью запели Святое Имя Господа Хари. На одном из возведенных по случаю праздника помостов торговцы и «дворник» рассказывали о славе и подлинном смысле Святого Имени, а деревенские женщины, окружив их со всех сторон, громко улюлюкали [древний ритуал, призывающий удачу начатому делу]. В некоторых школах ученики сбегали с уроков и с возгласами «Харибол!» присоединялись к группе санкиртаны. Преданные ощущали великое блаженство. Все, кто присутствовал при этом, были поражены происходящим…

8 числа месяца ашвина огромная толпа, целиком состоящая из участников Нама-хаты, проводила нама-киртан, ходя от дома к дому. В домах Шриюты Умеши Чандры Модака, Шриюты Ананты Гайена, Шриюты Рамачанды Датты, Шриюты Шринивасы Раутхи и Шриюты Рамкалпы Раутхи многочисленные гости слушали послание Чайтаньи Махапрабху. Наконец, перед аудиторией, которая насчитывала почти две с половиной тысячи человек, руководитель Нама-хатты выступил с хвалебной речью о Чайтанье Махапрабху, приведя многочисленные цитаты из Вед и Пуран. Присоединившись к проповеди чистого преданного служения, «дворник» прочитал лекцию, изобличающую философию имперсонализма. Затем в проповедническом центре кладовщика Нама-хатты Шриюты Ядунатхи Пала состоялся киртан.

9 числа месяца ашвина почти три тысячи участников Нама-хатты собралось в Хатипур Девакханде. Местный торговец Святым Именем Шриюта Кешава Чандра Чакраварти возвел по этому случаю множество триумфальных арок и помостов. Восторженные селяне проводили нас на берег реки, где был разбит огромный шатер. По дороге женщины самозабвенно улюлюкали. Все присутствующие утратили материальное сознание и погрузились в океан любви к Кришне. Очевидцы никогда не забудут этого поразительного зрелища. Затем мы исполнили такую песню:

«Нитьянанда открывает торговлю Святым Именем. Скорее, идем к нему. Два отпетых негодяя Джагай и Мадхай взломали кладовую и украли весь товар. Кладовщики — Адвайта и Санатана, а Гададхара Пандит — охранник. Харидас — сторож, а Санджая со Шридхарой-грузчики. Кешава Бхарати и Видьява-часпати — посредники, а Кришнадас и другие — заведующие. Шриваса Пандит-казначей, а Бхактивинода-дворник. Плата за товар — это девять методов преданного служения, причем према приравнивается к золотой монете. Никаких ограничений не существует. Приходите и покупайте, сколько можете себе позволить. Товара хватит на всех, поэтому не нужно ссориться -берите столько, сколько хотите. Только так можно обрести любовь к Богу. На рынке продается сладкое, как нектар, Имя Господа, и пусть все, кем бы они ни были, мирно пьют его за одним столом».

Утром 12 числа месяца ашвина участники Нама-хатты прибыли в проповеднический центр Бхактиниддхи в Вадан Гандже, а днем на базар в Койяпате взглянуть на них пришло около четырех тысяч человек. Когда собравшиеся успокоились, «дворник» прочитал им лекцию по стиху ваданти тат таттва-видас таттвам из «Шримад-Бхагаватам». На основании этого стиха он опроверг философию имперсонализма и провозгласил превосходство над ней чистой преданности Верховному Господу Шри Кришне… На протяжении всей лекции сердца слушателей переполнялись экстазом преданности Богу, и лекция то и дело прерывалась аплодисментами и полными энтузиазма и любви возгласами «Хари!»».

В феврале 1892 года Бхактивиноду Тхакура пригласили выступить в Кришнанагаре с лекцией о том, как было найдено подлинное место рождения Господа Чайтаньи. Аудитория состояла из известных и уважаемых людей со всей Бенгалии и нескольких англичан. После лекции многие слушатели изъявили желание вступить в учрежденное Тхакуром Общество по восстановлению и развитию Старой Навадвипы, которое возглавили наследные принцы Типерры. Затем Тхакур прочитал в Кришнанагаре еще несколько лекций.

В марте 1892 года Бхактивинода Тхакур вместе со знакомыми вайшнавами отправился в Басирахат. Вернувшись из Басира-хата, Тхакур с Бхактибхрингой поехали во Вриндаван. По дороге они останавливались в разных городах, читали лекции и даже открыли один проповеднический центр. Во Вриндаване Бхактивинода Тхакур посетил многие святые места, после чего вернулся в Калькутту. Там он продолжил свою проповедь, читая лекции о славе Святого Имени. Время от времени он ездил из Калькутты в Годруму и Кришнанагар.

В этот период Шрила Бхактивинода полностью посвятил себя проповеди Святого Имени и литературному творчеству. Бхактивинода Тхакур оказывал на окружающих большое влияние. Он основал множество отделений Нама-хатты, и везде, где он побывал, люди начинали повторять Святое Имя. Эта программа оказалась настолько успешной, что продолжалась еще много лет после того, как Бхактивинода Тхакур из-за неотложных государственных дел прекратил свое активное участие в ней.

14. Могучее перо

Во время двухгодичного отпуска Бхактивиноды Тхакура последовал еще один всплеск его литературного творчества.

В 1892 году Тхакур начал публиковать по частям в виде небольших брошюр свою еще не изданную книгу «Вайшнава-сиддханта-мала«. Брошюры, распространение которых входило в задачи Нама-хатты, были хорошо встречены читающей публикой. В том же году Бхактивинода Тхакур издал книгу «Шриман Махапрабхур Шикша«, в которой подводится итог десяти постулатам философии Господа Чайтаньи. В первой главе приведен их общий обзор, а в десяти последующих каждый постулат обсуждается отдельно. Свои утверждения Тхакур подкрепляет многочисленными цитатами на санскрите с переводом в прозе и объяснением на бенгали.

В 1893 году из-под пера Шрилы Бхактивиноды хлынул целый поток книг. В «Таттва-вивеке» Бхактивинода Тхакур сравнивает учения Чайтаньи Махапрабху и известных западных и восточных философов. За ней последовали «Шаранагати», «Гита-мала» и «Гита-вали» — три небольших сборника песен на бенгали, в которых простым и доступным языком объясняется философия сознания Кришны, а также откровения и возвышенные переживания души, постигшей свою истинную природу. Тхакур написал стихотворение о Господе Чайтанье под названием «Шри Годрума-чандра-бхаджанопадеша«, еще два песенника: «Баула-сангита» и «Далалера-гита«, а также брошюру на английском о славе Святого Имени Кришны, озаглавленную «Нама-бхаджана«. Главным же его шедевром стал роман «Джайва Дхарма«. Он затрагивает разные аспекты вайшнавской философии и отвечает на многие вопросы, которые могут возникнуть у вдумчивого читателя. Бхактивинода Тхакур также написал сборник афоризмов под названием «Таттва-сутра».

Таким образом, всего за год он создал десять важных работ, одна из которых довольно большого объема. И это притом, что Тхакур постоянно читал лекции и проповедовал! Глядя на его жизнь, становится понятно, что значит гаура-шакти-сварупа, Поистине, Шрила Бхактивинода олицетворяет трансцендентную энергию Господа Чайтаньи, ибо то, что сделал он, под силу лишь уполномоченному слуге Господа.

В одной своей лекции Шрила Прабхупада сказал о Бхактивиноде Тхакуре:

«Бхактивинода написал около ста книг. Только представьте себе, он занимал ответственный пост мирового судьи, и у него была большая семья. Бхактивинода воспитывал десятерых детей, ходил на службу, а иногда, поскольку он был благочестив и набожен, ему поручали дополнительную работу религиозного характера. Правительство назначило Тхакура следить за порядком в храме Джаганнатхи, поскольку Тхакур был известен как человек, очень продвинутый в духовном отношении. В вопросах, связанных с религией, всегда спрашивали его совета. Кроме того, невзирая на служебные обязанности, он безукоризненно исполнял свой семейный долг. Свидетельство тому — его сын Шрила Бхактисидцханта Сарасвати. И в то же время, Шрила Бхактивинода служил Верховному Господу с полной самоотдачей, и это было его главным достоинством. Несмотря на многочисленные заботы и хлопоты, он написал сотни книг. И все это благодаря тому, что он был искренним, преданным слугой Господа. Обычный судья, исполняющий все свои обязанности в суде, не смог бы создать так много книг. Но Господь, зная искренность Бхактивиноды, наделил его необходимой энергией. Не нужно искать источник силы помимо Верховного Господа. Если вы искренни, Всевышний даст вам достаточно сил».

В 1893 году Бхактивинода Тхакур еще раз встретился с Джаганнатхой дасом Бабаджи, который со многими другими вайшнавами пришел в Майяпур на паломничество.

 

15. Отставка. Развитие проповеди

Летом 1893 года главный секретарь правительства Бенгалии сэр Генри Коттон попросил Бхактивиноду Тхакура вернуться на службу. Тхакур хотел поехать в Кришнанагар, но вместо этого его послали в Сасарам, где часто происходили столкновения между индусами и мусульманами.

«Долгие годы индусы и мусульмане мирно жили в Сасараме, пока между ними не возникли серьезные разногласия из-за убийства коров. Со временем эта неприязнь переросла в открытую вражду, и почти ни дня не проходило без столкновений. Однажды некий санньяси-вайшнав приобрел под храм небольшой участок земли напротив здания суда. Поскольку мусульмане были категорически против постройки храма, санньяси обратился за помощью ко мне. Я решил встретиться и поговорить с мусульманами, но саннъяси не стал дожидаться наших переговоров и начал работу. Выбрав день, когда я был в отъезде, мусульмане пришли на место будущего храма, вооруженные палками и саблями. Кроме того, они послали в правительство телеграмму о том, что с молчаливого согласия чиновников-индусов вайшнавы строят храм на могиле мусульманина. И это была не единственная жалоба. Мне как индусу было трудно работать в Сасараме, и я предпринимал много попыток уехать оттуда. В конце концов, начальство пошло мне навстречу и пообещало перевести в другое место, как только представится возможность».

Тем временем, в одной из окрестных деревень произошло еще одно происшествие.

«Один брахман из Койята, вернувшись домой из паломничества в Джаганнатха-Пури, обнаружил, что у него украли быка. Решив, что его съели мясники-мусульмане, брахман потребовал от них объяснений. Мусульмане ответили: «Подумаешь, бык! В базарный день мы на глазах у всех заколем пять коров, и ни один индус не посмеет нам помешать!» Разгневанный брахман рассказал об этом всем своим знакомым и написал жалобы нескольким влиятельным людям. В базарный день почти четыре тысячи окрестных индусов, вооруженных камнями и саблями, окружили дом одного из мясников, но ему удалось бежать. Индусы подняли шум, но, не обнаружив мясника, разошлись. Во второй половине дня толпа мусульман, вооруженных винтовками и саблями, напала на индусов и ранила несколько человек. После того, как пострадавших доставили в больницу, на место происшествия прибыли полицейские, однако они ничего не стали предпринимать. Беспорядки устроили мусульмане, но поскольку спровоцировали конфликт не они, а индусы, их и признали виновными. Выслушав показания сторон, я осудил нескольких индусов и мусульман на два года тюрьмы. Последние попытались обжаловать мое решение в верховном суде, однако оно осталось в силе».

Наконец, сэр Генри Коттон перевел Бхакгивиноду Тхакура в Калькутту. Бремя лежащих на Тхакуре обязанностей несколько уменьшилось, и он снова стал подумывать об отставке.

В октябре 1894 года в возрасте пятидесяти шести лет Тхакур, несмотря на уговоры чиновников и родных, подал в отставку. Он придавал проповеди Святого Имени большую важность и считал государственную службу помехой своей миссии. Удалившись от дел, Тхакур переехал в Сурабхи-кунджу в Годру-мадвипе, чтобы полностью посвятить себя проповеди, повторению святого имени и литературному творчеству. Он пересмотрел многие из написанных ранее произведений, совершенствуя и дорабатывая их. Мирские обязанности больше не отвлекали его.

Шестого декабря 1894 года газета «Амрита Базар Патрика» поместила заметку о том, как Шрила Бхактивинода по поручению Общества по восстановлению и развитию старой Навадвипы собирал пожертвования на храм Господа Чайтаньи в Майяпуре.

«Кедаранатха Датта, помощник мирового судьи, недавно вышедший в отставку, является одним из наиболее активных членов Общества. Уполномоченный своим комитетом собирать пожертвования в Калькутте и других местах, он готов ходить от дома к дому, прося каждого индуса подать хотя бы рупию на эту благородную цель. Если Кедаранатха Датта не откажется от своего намерения ходить по домам с сумой в руке, то мы уверены, что каждый уважающий себя индус, которого почтит своим посещением такой благочестивый бхакта, обязательно внесет свою лепту, какой бы скромной она ни была, в фонд храма Гауры-Вишнуприи».

И действительно, преследуя свою благородную цель, Бхактивинода Тхакур посетил многие дома. Он шел даже к тем, к кому раньше никогда бы не обратился. Его усилия не пропали даром, и вскоре было собрано достаточно средств для возведения храма в Майяпуре.

При рытье котлована рабочие обнаружили Божество Адхокшаджи (Вишну). Обратившись к писаниям Гаудия-вайшнавов, Тхакур обнаружил, что этому Божеству поклонялся сам Джаганнатха Мишра, отец Чайтаньи Махапрабху! Так истинность открытого Тхакуром места рождения Господа Чайтаньи получила еще одно подтверждение, на этот раз археологическое.

21 марта 1895 года в Гаура Пурниму, день явления Чайтаньи Махапрабху, Бхактивинода Тхакур пышно отпраздновал открытие нового храма, в котором установили Божества Господа Чайтаньи и Его супруги Шримати Вишнуприи.

«Несметные толпы людей стекались отовсюду, чтобы увидеть грандиозную церемонию установления Божеств. Повсюду разносились звуки киртана, и гости купались на волнах блаженства. Некоторых жителей нынешней Навадвипы очень раздражало то, что обнаружено подлинное местоположение старого города. Они распускали сплетни о почитателях Чайтаньи Махапрабху и осыпали их бранью. Но разве злые языки могут остановить того, кто посвятил лотосоподобным стопам Господа Чайтаньи свою жизнь? Вопреки всей завистникам и недоброжелателям мы воздвигли храм и начали поклоняться там Господу».

С тех пор место рождения Чайтаньи Махапрабху получило официальное признание и его подлинность и важность стали очевидными для всех. Многие пандиты из Навадвипы, выслушав исчерпывающие доказательства Бхактивиноды Тхакура, наконец, согласились с его точкой зрения. Стараниями Тхакура день явления Господа Чайтаньи вскоре стал самым важным праздником в календаре Гаудия-вайшнавов.

В июле 1896 года по приглашению царя Вирачандры Девы, известного своей преданностью Господу Вишну, Бхактивинода Тхакур на четыре дня оправился с проповедью Святого Имени в горный район Трипуру. Лекции Тхакура, основанные на глубоком философском анализе и изобилующие цитатами из ведических писаний, повергали в изумление придворных пандитов и других просвещенных людей. Многие из них тогда впервые осознали духовную природу Святого Имени и чистого преданного служения.

Вернувшись из Трипуры, Бхактивинода Тхакур объехал многие деревни в пригороде Калькутты и Кумара Хатты, проповедуя учение Господа Чайтаньи.

Со времени выхода Тхакура в отставку в его жизни произошел еще один, третий по счету, всплеск проповеди, литературной и издательской деятельности. В 1894 году Тхакур опубликовал «Таттва-муктавали» Мадхвачарьи и несколько комментариев к «Шри Ишопанишад». В 1895 году увидели свет следующие произведения:

  1. комментарий Бхактивиноды Тхакура к «Чайтанья-чаритамрите»,
  2. отредактированный Тхакуром труд неизвестного автора под названием «Хари-бхакти-калпа-латика»,
  3. шестнадцать очерков о вайшнавизме, принадлежащих перу Валлабхачарьи,
  4. стихотворение из «Стававали» Рагхунатхи даса Госвами,
  5. перевод «Манах-сантошани» Прадьюмны Мишры,
  6. «Мукунда-мала-стотра» царя Кулашекхары,
  7. «Шри Лакшми-чарита» Гунараджи Хана, четыре нама-стотры из «Нарада-панчаратры»
  8. «Шриман Махапрабхор Ашта-калия-лила-смарана-мангала-стотра»-стихотворение неизвестного автора, описывающее восемь разных занятий Господа Чайтаньи, чередующихся в течение суток.

Продолжение читайте в следующей части

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 11.12.2011 в 17:27 в рубрике Бхактивинода Тхакур, Жизнеописания чистых вайшнавов, Вы можете комментировать эту запись.

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy