Дикша и дикша-мантры. Сакральный смысл дикши. Определение и составляющие дикши. Панчанга-дикша.

3 августа, 2013

Определение дикши

дивйам гйанам йато дадйат
курйат папасйа санкшайам
тасмат дикшети са прокта
дешикаис таттва-ковидаих

Вишну-ямала / Хари-бхакти-виласа, 2.9 / Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 15.108 к.

дивйам – божественное; гйанам – знание; йатах – поскольку; дадйат – может дать; курйат – может стать причиной; папасйа – грехов; санкшайам – полного уничтожения; тасмат – поэтому; дикша – обретение божественного знания и освобождение от грехов; ити – так; са – она; прокта – определяется; дешикаих – знатоками (гуру); таттва-ковидаих – владеющими трансцендентной наукой.
«Знатоки Абсолютной Истины утверждают, что дикша – это процесс, когда духовный учитель дарует ученику трансцендентное знание (ди – дивья-гьяну) и освобождает (кша) от всех грехов».

Шрила Джива Госвами написал: «Дивья-гьяна – это содержащееся в мантре трансцендентное знание, которое раскрывает садхака-дживе образ и личность Верховного Господа, а также самбандху, знание о его индивидуальных отношениях с Ним». (Бхакти-сандарбха, Ануччхеда 283)

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в свою очередь написал так: «Отношения дживы с Бхагаваном – это отношения слуги и господина. Джива – слуга (севака), а Бхагаван – господин (севья), объект ее служения. Таков общий характер этих отношений. В процессе бхаджана они находят выражение в одном из настроений: дасье, сакхье, ватсалье или мадхурье. Шри Гуру знает изначально присущее ученику настроение (сварупа-гата-бхаву) и развивает его, пока оно не проявится у него в сердце во всей полноте».

Пять процессов дикши (панчанга-дикша)

Дикша означает две вещи: 1) усвоение трансцендентного знания (дивья гьяны) и 2) освобождение от анартх, внутренних препятствий. Если первое — теорию — еще можно как-то понять — посредством тщательного и добросовестного изучения, то избавление от «внутренних препятствий» — это уже результат практических действий, результат духовной практики. Теоретическое знание здесь должно преобразоваться в практическое достижение — очищение сердца (последнее, надо сказать, в свою очередь, во многом зависит от того, каково наше духовное общение и какова наша духовная практика).

Дикша — это нечто подобное приемному экзамену. То что нас приняли, скажем, в университет — еще не значит что мы там будем успешно учиться. Это всего лишь означает, что нам дали шанс учиться: учиться на более высоком уровне. Нас приняли, нашу квалификацию признали — но и все. Наличие брахманского шнура на шее еще не означает, что человек обрел дикшу: расстался со своими анартхами и способен повторять святое Имя без оскорблений. Дикша — это процесс, включающий в себя пять составляющих:

1. Мантра-арта-чинтан: медитация на смысл мантры, медитация на значение слов и даже букв, медитация на Божество мантры, на свои взаимоотношения с Божеством мантры.
2. Нйаса: следование правилам и предписаниям повторения мантры, обет повторять мантру фиксированное количество раз.
3. Прапатти: предание себя или принятие прибежища у божества мантры. Прапати означает, что у каждой мантры есть божество; означает искреннюю молитву и служение божеству мантры.
4. Шаранагати: прогресс веры, преодоление внутренних препятствий, принципы вручения своей жизни в руки Кришны, практика (культивирование) шести настроений шаранагати.
5. Атма-ниведанам: оставление чувства «я» и «мое», вовлечение души (атмы) в служение Кришне, полное единство души и сердца с мантрой.

Каждая мантра имеет свое Божество. И это Божество не проявится в уме преданного — до того времени, пока его жизнь не будет неразрывно связанна с этими пятью процессами панчанга-дикши.

Два вида дикши

Существует два вида дикши:
1) Анустханик-дикша – формальное прохождение обряда.
2) Видвадрудхи-дикша – подлинное внутреннее преображение души; когда квалифицированный ученик обретает милость сад-гуру в форме сакрального трансцендентного знания, проявляющегося в сердце.

Во время инициации сад-гуру дает полную дикшу, но то, сколько времени займет полное раскрытие дикши до появления плода, это зависит от искренности ученика. Процесс раскрытия дикши может занять несколько недель, несколько лет или несколько жизней. В следующих жизнях ученик снова встретится с сад-гуру, чтобы вновь получить от него возможность обрести результат дикши. Так отношения индивидуальной души с Кришной будут из жизни в жизнь зреть и развиваться. И однажды, когда для дальнейшего развития Кришна-премы этой удачливой душе потребуется живое общение с парикарами Кришны (совершенные, вечно освобожденные спутники Кришны в трансцендентном мире), эта душа родится в праката-лиле Кришны, в одной из бесчисленных материальных вселенных, где Кришна проявляет на благо обусловленных душ Свои лилы. В этих лилах всегда принимают участие нитья-сиддха дживы, парикары Кришны. Рождение в праката-лиле — это последнее рождение души в материальных мирах.

Дикша-мантры, полученные вне четырех признанных вайшнавских сампрадай, бесполезны.

сампрадайа-вихина йе
мантрас те нишпхалах матах
шри-брахма-рудра-санака
ваишнавах кшити-паванах

Падма-пурана / Прамея-ратнавали 1.5 / Джайва-дхарма, гл. 13

сампрадайа-вихинах – не полученные у маха-бхагаваты Гуру в подлинной сампрадае; йе – те; мантрах – мантры; те – они; нишпхалах – бесполезными; матах – считаются; шри-брахма-рудра-санака ваишнавах – четыре вайшнава-самрадаи; кшити-паванах – очищают Землю.
«Вся вселенная очищается благодаря ачарьям четырех признанных вайшнава-сампрадай: Шри Раманудже – в Шри-сампрадае, Шри Мадхвачарье – в Брахма-сампрадае, Шри Вишнусвами – в Рудра-сампрадае и Шри Нимбадитье – в Чатухсана-сампрадае. Дикша-мантры, полученные у того, кто не является подлинным духовным учителем в одной из этих сампрадай, бесполезны».

Мантра не отлична от Шри Гуру и Кришны.

йо мантрах са гурух сакшат
йо гурух са харих свайам
гурур йасйа бхавет туштас
тасйа тушто харих свайам

Вамана-калпа / Хари-бхакти-виласа, 4.353 / Бхакти-расамрита-синдху- бинду, т. 4 к./ Мадхурья-кадамбини гл. 3 / Гаудия-кантха-хара

йах – та; мантрах – мантра; сах – он; гурух – духовный учитель; сакшат – напрямую; йах – тот, кто; гурух – духовный учитель; сах – он; харих – Господь Хари; свайам – Сам; гурух – духовный учитель; йасйа – кем; бхавет – может быть; туштах – доволен; тасйа – тем; туштах – доволен; харих – Господь Хари; свайам – Сам.
«Мантра, данная гуру, – это сам гуру, а гуру – это не кто иной, как Верховный Господь Хари. Нет разницы между гуру, данной им мантрой и Господом Хари. Тот, кто доставляет удовольствие духовному учителю, обретает милость Самого Шри Хари».

«С помощью мантры духовный учитель передает ученику глубокое настроение, в котором он служит Шри Радхике и Кришне. Мантра содержит в себе все, подобно семени. Сначала ученик этого не понимает, но постепенно ему открывается ее тайна, если в процессе садханы и бхаджана он медитирует на полученную мантру под руководством Шри Гурудева,. Поэтому здесь говорится, что мантра представляет собой самого Шри Гурудева». (Бхакти-расамрита-синдху-бинду, т. 4 к.)

Когда зеркало сердца очищается можно увидеть в нем себя Господа и духовное окружение. Сердце на санскрите называется читта. Читта покрыта 24 элементами. Процесс дикши — это процесс очищения читты. «Кша» значает кшайати — устранение препятствий (покрытий). Это и есть освобождение. Однако для духовного счастья этого недостаточно. Духовное счастье подобно семени. Плод уже заложен в семени, но еще не проявлен. Прежде чем семечко вырастет в дерево и начнет плодоносить, ему нужна вода и солнечный свет. Это «ди», дивья гьяна, знание о сокровенных взаимоотношениях души с Кришной. Во время инициации ученик обретает это семя. И его долг — поливать это семя процессами слушания и повторения — в настроении служения.

малам сеи коре биджа корие ропана
шравана киртана джейл корие сейчана

«Гуру подобен садовнику, который садит семя. Гуру делает это посредством мантры. Если гуру не совершенен — мантра не будет действовать».

Настоящую связь с Радхой и Кришной (дикшу) может дать лишь тот, кто сам такую связь имеет.

Реальная история из индийской газеты.

В одной индийской деревне произошел неприятный случай. Ядовитая змея укусила ребенка. Ребенок лежал без сознания и люди не знали, что делать. Тогда позвали заклинателя змей.

Пришел заклинатель змей, у него были с собой три маленькие ракушки. На эти ракушки он произнес мантры и забросил их в лес и сказал жителям: «Ждите здесь!»

Спустя два-три часа из леса выползла змея. Она подползла к телу ребенка. На голове у змеи были ракушки, которые заклинатель выбросил в лес. Змея стала высасывать яд из тела ребенка. Когда яд был удален, к ребенку вернулось сознание. Заклинателя спросили: «Как ты это сделал?» Он сказал: «Секрет — том, что необходимо иметь твердую веру в гуру, давшего мантру».

Какова мораль у этой подлинной истории? Если этот принцип действует даже для заклинания змей, то что говорить о духовной жизни…

Благодаря дикше тело садхаки становится духовным.

В Джайва-дхарме Шрилы Бхактивиноды Тхакура описывается история как Виджая и Ваджанатха принимали дикшу у истинного гуру. Как только они услышали дикша-мантру, они упали наземь без сознания. В момент подлинного обретения дикши (когда и гуру и ученик — по-настоящему квалифицированы) происходит духовная трансформация, духовное преображение.

прабху кахе – ваишнава-деха пракрита кабху найа
апракрита деха бхактера чид-ананда-майа
дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сеи-кале кришна таре каре атма-сама
сеи деха каре тара чид-ананда-майа
апракрита-дехе танра чарана бхаджайа

Чайтанья-чаритамрита, Антья, 4.191-3 / Гаудия-кантха-хара 13.147

прабху кахе – Шри Чайтанья Махапрабху сказал; ваишнава деха – тело вайшнава; пракрита – материальным; кабху найа – никогда не бывает; апракрита – трансцендентное; деха – тело; бхактера – преданного; чит-ананда-майа – исполнено трансцендентного блаженства; дикша-кале – во время посвящения; бхакта – преданный; каре – отдает; атма-самарпана – себя полностью; сеи-кале – в это время; кришна – Господь Кришна; таре – его; каре – делает; атма-сама – подобным Себе; сеи деха – это тело; каре – делает; тара – его; чит-ананда-майа – исполненным знания и трансцендентного блаженства; апракрита-дехе – в духовном теле; танра – Его; чарана – стопам; бхаджайа – служит.
Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Тело вайшнава нематериально, оно считается трансцендентным, полным духовного блаженства. Во время дикши ученик полностью предается Гуру, и Кришна делает его тело таким же трансцендентным, как и Он Сам. В этом духовном теле садхака начинает служить Его лотосным стопам».

«Когда джива, вступившая на путь преданного служения, предается лотосным стопам духовного учителя, Кришна приближает ее к Себе. Он освобождает ее от плена материального отождествления и позволяет ей осознать свою вечную духовную природу (сварупу). Благодаря этому божественному знанию преданный получает духовное тело, в котором может совершать трансцендентное служение Господу. В этом заключается тайна дикши». [Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж]

Благодаря дикше человек становится брахманом подобно тому, как колокольная бронза превращается в золото.

йатха канчанатам йати
камсйам раса-видханатах
татха дикша-видханена
двиджатвам джайате нринам

Хари-бхакти-виласа 2.12

йатха – также как; канчанатам – золотом; йати – становится; камсйам – колокольная медь; раса-видханатах – с помощью алхимического процесса; татха – так; дикша-видханена – с помощью дикши; двиджатвам – брахманами; джайате – становятся; нринам – люди.
«Как колокольная бронза с помощью определенного алхимического процесса превращается в золото, так и человек, получив дикшу в линии вайшнавов, становится двиджей, дваждырожденным».

Без дикши нет ни совершенства, ни достижения высшей цели.

гуру-дикша вихинасйа
на сиддхим на сад-гатим
тасмат сарва-прайатнена
гуруна дикшитам бхавет

Цитата из пуран

гуру-дикша вихинасйа – у того, кто не имеет дикши; на – нет; сиддхим – совершенства; на – нет; сад-гатим – высшей цели; тасмат – поэтому; сарва- прайатнена – всеми силами; гуруна – у гуру; дикшитам – дикшу; бхавет – пусть получит.
«Не получив дикшу у духовного учителя, невозможно достичь совершенства или высшей цели. Поэтому нужно приложить все усилия к тому, чтобы получить посвящение у Шри Гуру».

Хотя тот, кто принял дикшу и тот, кто не принял дикшу, выглядят одинаково, но в действительности между ними огромная разница. Женщина не может произвести на свет ребенка без мужчины. Подобно этому бхакти не может появиться без дикши. Поэтому сад-гуру во время инициации говорит: «я — отец, мантра — мать, а ребенок — бхакти».

Дикша — это дополнительная незаменимая возможность освободиться от нама-апарадх.

Дикша — это посвящение в новый уровень воспевания святого Имени; на иной уровень — в плане качества повторения Харинамы. Без осознания своих вечных отношений с Радхой и Кришной на определенном этапе духовной практики сделать это будет достаточно трудно. Без медитации на свое служение в духовном теле, ученик не сможет оставить препятствия, связанные с отождествлением себя с материальным телом. …

Вместе с духовным телом (сиддха-дехой) сад-гуру наделяет ученика и могуществом осознать ее.

К принятию дикши следует подходить серьезно.

Дикша — это не ритуал. Это, скорее, сакральное действо. Мантры, которые в этот момент даются, имеют достаточно сакральный смысл. Эти мантры могут быть получены и приняты в сердце лишь тем, кто на самом деле квалифицирован. Если ученик не квалифицирован, он не услышит то, что в этот момент нужно услышать, и не поймет то, что нужно понять. Звукозапись здесь запрещена. Я был свидетелем того, как один человек, попытавшийся на церемонии дикши записать дикша-мантры на магнитофон, получил при воспроизведении чистую запись. Техника — отказала.

«Если ученик не зрел, мантра не раскроет ему свою силу. Шри Вишванатха Чакраварти пишет, что если слуга не подчиняется хозяину, тогда хозяин не будет его поддерживать: слуга останется грязным, бедным, голодным, лишенным внимания. Значит ли это, что у хозяина нет силы поддерживать слугу? Радха — означает удовлетворяющее, а апарадха  — то, что противостоит удовлетворению или радости иштадева, Божеству мантры. Мантра — это личность. Если мантра не довольна учеником, она не проявит в нем своего могущества.

Итак, хозяин не передаст свою силу непослушному слуге. И все же хозяин не станет заботиться о ком-то постороннем. Когда однажды слуга осознает свои оскорбления и начнет поступать удовлетворяющим хозяина образом, тогда постепенно оскорбления сойдут на нет, и хозяин одарит слугу Премой. Чем больше анарх оставляет ученик, тем большее освобождение и блаженство даст ему мантра».

Если не повторять дикша-мантры, то это является оскорблением гуру и оскорблением мантры.

баху джанма каре йади шравана, киртана
табу та’ на пайа кришна-паде према-дхана

Чайтанья-чаритамрита, 8.16

баху – много; джанма – рождений; каре – есть; йади – если; шравана – слушать; киртана – повторять; табу – все равно; та’ – несмотря на; на – не; пайа – получит; кришна-паде – к лотосным стопам Кришны; према-дхана – любви.
«Совершая десять оскорблений святого имени, невозможно обрести Кришна-прему, даже если повторять святое имя на протяжении многих рождений«.

Дикша-мантры необходимо повторять в уме, иначе все возможности будут утеряны.

 Истинное освобождение означает утвердиться в своей вечной сварупе и севе.

кришна-мантра хаите хабе самсара-мочана
кришна-нама хаите пабе кришнера чарана

Чайтанья-чаритамрита, Ади, 7. 73

кришна-мантра – повторения маха-мантры Харе Кришна; хаите – от; хабе – будет; самсара – от материального существования; мочана – освобождение; кришна-нама – святого имени Кришны; хаите – от; пабе – обретёт; кришнера – Господа Кришны; чарана – лотосные стопы.
«Повторение кришна-мантры (гопала-мантры) дарует освобождение от материального бытия. Повторяя Харе Кришна маха-мантру, можно обрести кришна-прему и достичь лотосных стоп Шри Кришны».

муктир хитванйатха рупам
сва-рупена вйавастхитих

Бхагаватам 2.10.6 / Джайва-дхарма, гл. 17

муктих – освобождение; хитва – оставить; анйатха – иначе; рупам –образ; сва-рупена – в своем изначальном духовном образе; вйавастхитих – вечное положение.
«Освобождение означает отказаться от всех материальных отождествлений и утвердиться в своей сварупе. Истинное освобождение означает осознать свою вечную сварупу и утвердиться в своей вечной севе«.

Опубликовал: админ. Время публикации: 03.08.2013 в 12:05 в рубрике Истины о духовном учителе, а также в темах: , , , , Вы можете комментировать эту запись.

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy