Божественное и общественное. Эгрегор организации

января 22, 2015

Извинения

Эти размышления записаны для читателя, который на определенной стадии своей духовной жизни проходит критический этап — этап выбора между божественным и общественным. Иногда тому, кто проходит этот этап очень важно почувствовать, что он не один, кто оказался в сложной ситуации. В действительности через этот этап проходят многие искренние верующие. Автор неоднократно был свидетелем того, как многим из тех, кто проходил в своей жизни этот этап помогла книга «Шри Гуру и Его Милость».

Круг читательской аудитории, для которой может быть полезна эта статья — очень и очень узкий. Поэтому автор заранее просит прощения, если представленные здесь мысли вызовут у читателя чувство несогласия или беспокойства. Непременно найдутся читатели, которым подобного рода мысли совсем не понравятся, поэтому автор настоятельно не рекомендует читать эту статью начинающим — если читатель не готов принять на себя ответственность за возможные последствия.

Эта статья не преследует цели разрушить чью-то веру. Её пишет человек, который на протяжении многих лет прошел почти все уровни ответственности в организации, созданной Шрилой Прабхупадой. Это — беспристрастная аналитика, которая, возможно, поможет кому-то избежать ловушки самоубийственной критики, или взглянуть на некоторые явления другими глазами. Хочу особо подчеркнуть, это — основная идея: помочь читателю избежать осуждения преданных ИСККОН и Шрилы Прабхупады, с одной стороны, и возможность зафиксировать и предотвратить опасные тенденции — с другой.

Пару слов о терминологии

Эгрегор организации — это существующая в тонко материальном мире совокупность мыслеформ, психологических установок и ценностных ориентиров большинства её членов, сформировавшаяся в результате его развития во времени (начавшегося со времени его образования).

Трансформация эгрегора

Эгрегор организации не статичен. Он подвержен трансформации под влиянием времени и обстоятельств (от них он зависит в немалой степени). Время и обстоятельства, как известно, меняются. Эгрегор, который существует сегодня — совсем не тот, что существовал пятьдесят, тридцать, десять или даже пять лет назад.

В качестве примера можно было бы привести такое решение руководящего совета ИСККОН (от 19 февраля — 2 марта 2014). Этим решением был установлен запрет на воспевание имени Шримати Радхарани без имени Кришны (единственным исключением является день Радхаштами: в этот день преданные могут петь имя Радхи — но не более двух-трех минут непрерывно). Эгрегор организации в зависимости от тех или иных обстоятельств этого мира может вести себя по-разному. Но следует понимать, что личность ачарьи не обязательно имеет к этому отношение. Сердце Ачарьи неизменно, но эгрегор организации может меняться — в зависимости от нового времени и качеств новых членов. Это не обязательно так, что эгрегор организации всегда будет одним и тем же; всегда будет вести себя одинаково. Именно поэтому организация, созданная ачарьей не является подлинным хранителем сокровищницы его сердца. Им является вайшнав, понимающий вичара дхара, поток концепций гаудия вашнавизма.

Эгрегор и новички

Как правило, первостепенной задачей в любой миссионерской организации является работа с новичками, которые ещё не достаточно глубоко разбираются в духовной философии (особенно если эта философия для них новая; не имеющая прямой связи с местными религиозными традициями). Почему это именно так? «Писать на чистом листе» всегда легче, чем на уже исписанном. Другой пример: научить играть на скрипке всегда легче того, кто не учился раньше у кого-то другого. Поэтому любовь и забота о новичке всегда была и будет иметь первостепенный, неоспоримый приоритет. И этот приоритет эгрегор духовной организации всегда будет отстаивать и защищать — чего бы ему это ни стоило.

Конфликт эгрегора и человека, желающего подняться над уровнем неофита

Иногда в духовной организации появляются люди, желающие подняться над уровнем каништха-адхикари. Духовная жизнь — она не статична. Если человек искренен, рано или поздно он вступает в конфликт с формой без содержания (или же с содержанием, но — не тем). Его высокие духовные устремления, его обновленные духовные потребности перестают соответствовать новым мыслеформам эгрегора в быстро обновляющейся организации. Поэтому так получается, что искренний верующий — если он хочет развиваться, выходя, так сказать, «за флажки» — иногда вынужден отправляться на поиски духовной пищи более высокого порядка, за «границы», охраняемые эгрегором.

Для эгрегора такие люди естественным образом превращаются в «диссидентов» — во враждебно настроенные элементы, так как логика «здесь всё дано» для них уже не работает. Они не хотят больше тратить свое здоровье, материальные ресурсы и время своей жизни на служение эгрегору, который более не заинтересован в удовлетворении их возросших духовных потребностей; на служение эгрегору, который духовно их более не защищает.

Новичок (неофит) в бхакти-йоге — это не тот, не знает ответы на вопросы: неофит — это тот, чья вера в путь бхакти и в Святое Имя слаба и неустойчива. А таких людей в материальном мире в любой духовной организации подавляющее большинство. Это объясняет, почему общественная жизнь в духовной организации — океан сумятицы, противоречий, недоразумений, разборок, и т.п.

Итак, чем ниже духовный уровень большинства членов духовной организации, тем более всеобъемлюще эгрегор контролирует их речь и поведение. А чем шире размах миссионерской деятельности, тем большую значимость и вес представляет собой высший управляющий орган.

Религия денег

Когда жизнь в материальном мире становится слишком зависимой от наличия денег, или другими словами, когда в мире начинает доминировать «религия денег», это естественным образом негативно сказывается на общественном сознании внутри духовной организации, формирующем её эгрегор. Если у вас нету денег, вы не можете ничего. Вы не можете организовать поклонение божествам, не можете устроить вайшнавский праздник с раздачей прасада, вы не можете организовать ничего. Вы не можете никого привлечь.

Какой путь избрать?

В духовной организации, помимо власти самого эгрегора существует еще и негласная системная власть тех, кто «наверху», над теми, кто «внизу». И она не обязательно всегда духовна. А место, где можно получить власть — это всегда центр притяжения людей с вполне конкретным менталитетом. Это кшатрии, природа которых непреодолимо требует для себя контроля над людьми. Любая организация (в том числе и духовная) всегда является местом привлекательности и особым местом притяжения для кшатриев (воинов, политиков, людей, чья стихия — «раджа-гуна»).

Современная религиозная организация, также как и любая вобщем-то организация в материальном мире, является своего рода ресурсом для тех, кто ею управляет, для кшатриев. Так в ИСККОН, организации построенной по правилам системы варнашрамы, наверху кто оказывается? По линии ашрамов — это брахмачари и санньяси (или те, кто не имеет или не несет материальной ответственности). По линии варн — это брахманы. Однако в ИСККОН под брахманов замаскированны кшатрии: второй «брахманической» инициацией. Их непреодолимая потребность под видом духовного служения управлять человеческим ресурсом в конце концов становится очевидной для всех, включая новичков, разоблачая всю небрахманичность их природы. Кшатрии правят миром. Или, по крайней мере, они так думают.

Поскольку в современной западной действительности (с её капитализмом, входящим во все более глубокий системный кризис) жизнь в грихастха ашраме становится все более проблематичной, актуальной становится жизнь в безбрачии (или в однополом браке, как, например, на Западе), жизнь, свободная от ответственности перед семьей, перед детьми. А каково положение тех, кто не имеет семьи в ИСККОН? Привилегированное. То есть это верхи в системе социальной иерархии варнашрамы. Так почему бы не избрать этот путь? Ты только управляешь, а всю материальную ответственность несут те, кто от тебя зависят.

Два вида отношений, регулируемых эгрегором

Итак, негласный принцип управления в духовной организации включает в себя следующие аспекты. Главным образом это реализация определенных отношений между слугами эгрегора двух видов: а) отношения между управляющими и ресурсом и б) отношения, регулирующие поведение тех, кто управляет, между собой.

Итак, «низы» — это основной ресурс системы. Из всех «слуг эгрегора» «низы» составляют 99%. И к ним эгрегор предъявляет свои требования, которые простираются в основном в четырех главных направлениях:

1) Количество людей в организации не должно уменьшаться. (В идеале оно должно только увеличиваться.)

2) Люди должны быть лояльны системе и законопослушны (ведический принцип автократии здесь как нельзя к месту).

3) Людской ресурс должен быть полностью подконтрольным. Он не должен быть слишком духовным («высоко взлетать» или пытаться идти по «пути Бхагаваты» — это нехорошо) и независимым от эгрегора («путь Бхагаваты», как известно, приводит к свободе и независимости, а это «не есть хорошо»). Поэтому на рага-марг «накладывается табу».

4) Люди должны быть достаточно аскетичными и работоспособными (сила, как известно — в аскезе).

Для идеологической поддержки каждого из этих четырех ценностных ориентиров, вайшнавская философия в своем арсенале имеет достаточно аргументов и подтверждений из Писаний (поскольку Писания чрезвычайно обширны, шрутайо вибхинна).

Здесь следует отметить, что эгрегор организации бдительно следит за тем, чтобы все, о чем бы говорилось публично (т.е. на лекциях), не выходило за рамки этих четырех ориентиров, обеспечивающих незыблемость и стройность всей системы.

Каковы внутренние правила эгрегора во взаимоотношениях среди «верхов»? Здесь также существуют достаточно строгие ограничения и правила, за соблюдением которых эгрегор тщательно следит:

1) Никто из управляющих не должен выделяться (показывая или публично проявляя признаки ачарьи), а также влиять на «базовую идеологию организации», которой обязаны следовать все «слуги эгрегора».

2) Каждый должен быть удовлетворен выделенной ему «территорией», т. е. довольствоваться ею, жить и «кормиться» (по земле же все-таки ходим) в рамках этих границ.

3) Никто не должен реинициировать ресурс другого.

4) Никто не должен публично говорить на темы, выходящие из вышеописанных четырех главных эгрегориальных ценностей, так как это наносит ущерб всей организации.

Разрыв связи с парампарой

Все, что грозит остатся от ачарьи, заложившем духовную идеологическую основу для самостоятельной жизни организации, спустя почти сорок лет после его ухода — это роль «ловца душ человеческих». Сам он выглядит безупречно (чего не скажешь о нас), поэтому расширить организацию возможно только под его именем. А чтобы связь ачарьи и его искренних последователей с парампарой ощущалась все слабее и реже, эгрегор побуждает своих слуг придумывать новые термины, например: «мы — прабхупадануги (истинные последователи Прабхупады)», устанавливающий особую самбандху, независимую от парампары. Так формируется новое вайшнавское направление «Прабхупадизм», базовой сутью которого является сбор пожертвований на «поддержание тела ачарьи» и программу реализации его высоких идей.

Расширение и растворение

Когда организация становится большой, индивидуальность личности растворяется в ней, и это — естественный процесс.

Когда организация лишается «головы» (основатель-ачарья скрывается из поля зрения), люди постепенно утрачивают связь с сердцем ачарьи, сердцем которое непостижимо для всех и каждого. Теперь уже эгрегор организации будут формировать они.

Так постепенно эгрегор перестает быть заинтересованным в индивидуальном духовном росте. Единственное, в чем он неизменно продолжает оставаться заинтересованным — возрастание количества новых членов.

Итак, главным ресурсом современной религиозной организации являются все новые и новые искатели истины (внутри наследия, оставленного А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупадой). Искатели истины постоянно и очень быстро меняются, поскольку в большинстве своем не находят результатов, которые ожидают от сотрудничества с Абсолютной Истиной в сотрудничестве с эгрегором духовной организации. Скорость «движения душ» внутри организации может колебаться в пределах нескольких лет. Но тенденция в наше время очевидна — динамика этого движения будет только возрастать.

В действительности любому человеку трудно — жить не тем, о чем он говорит и не тем, о чем он размышляет. Но для эгрегора принципиально важно, чтобы те, кто к нему подключен, мыслили и говорили только то, что согласуется с его программами. Поэтому эгрегор всегда бдительно следит за мыслями и речью своих «адептов». Мыслить свободно или независимо он им не позволит. Свои настоящие чувства людям приходится тщательно скрывать. Таково негласное требование эгрегора. Меньше слов — больше дела. Миссия — превыше всего (а судьба личности — «навоз» для будущих поколений). Спасение мира — наша главная цель. (Даже если для этого придется «положить» сотни и тысячи судеб.) Все — для удовольствия Гуру и Кришны. А ведь тенденции таковы, что именно такой дух эгрегор в первую очередь и защищает. А тех, кто встает у него на пути, эгрегор «нейтрализует» (Гоур Говинда Свами, Маханидхи Свами, Пурначандра Свами, Аиндра Прабху).

Таким образом вследствие всех этих противоречий внутри эгрегора, среди последователей Шрилы Прабхупады происходит своеобразная идейная война. Она подобна войне между тремя гунами природы за господство. Наиболее темные стороны эгрегора рождаются именно там, где организация входит в прямой контакт с системой капитализма: в особенности на Западе, а также в крупных городах (в сердце Кали) — местах сверх зависимости от денег.

В действительности гаудия вайшнавизм — хотя он (благодаря А.Ч.Бхактиведанта Свами) и вышел за пределы Индии — это не городская, не капиталоориентированная религия. Это религия нишкинчана парамахамс, лучших из людей (которые, подобно лебедям, способны «отделять молоко от воды»), которые свободны от чувства обладания чем-либо в этом мире, свободны от стремления к собственничеству.

Уязвимость индивидуальности личности резко возрастает с того момента, когда личность входит в зависимость от эгрегора организации; когда она начинает получать от него «подпитку». Индивидуальное сознание, попадая в зависимость от сознания коллективного, тут же «садится в клетку» ограничений, накладываемых эгрегором (ограничений для мышления, речи и поведения). Священный долг слуги эгрегора — думать так, как думают здесь, и говорить о том, о чем говорят здесь — как этого требует эгрегор. Когда человек начинает мыслить не «как все», он становится для эгрегора небезопасным. Поскольку всякое нестандартное мышление создает предпосылки для его внутреннего раскола, угрозу для его внутренней целостности. Ясное дело — в этом случае эгрегор организации среагирует «как положено».

Во все времена эгрегор организации борется за свое существование, за свое выживание, поскольку врагов у него, как внутри, так и вовне, хоть отбавляй. И он вовлекает в эту борьбу всех, кто зависят от него. Ради самосохранения эгрегору важно нивелировать в людях их особенности, их индивидуальность (а вместе с ней и уникальность их души)(хотя в действительности сева Шри Шри Гуру и Кришне не предполагает, чтобы людское окружение при этом обезличивалось). Ведь высочайшая ценность здесь — это сохранение всемирной организации «номер один». А все остальное (включая индивидуальность и высшую цель человеческой жизни) должно быть под это подстроено.

Справедливости ради следует сказать, что такие тенденции в русскоязычном ИСККОН начали проявляться примерно начиная с 1993 года. До этого времени отношения между преданными складывались совсем иначе. Автору посчастливилось иметь и испытывать такие духовные отношения в начале «девяностых». Впоследствии автор много раз был свидетелем того, как отдельные личности (преданные) брали на себя ответственность «править» перекосы эгрегора; его тенденции к нивелированию индивидуальности; его имперсональное отношение к личности. Если на локальном (местном) уровне такие усилия, возможно, и могли бы когда-то иметь успех, то на высоких уровнях, как показывает история, такие попытки чаще всего заканчиваются неудачей.

Урок Харикеши

Некогда в ИСККОН был очень яркий лидер — Харикеша Свами. Появление многих тысяч новых последователей в Европе и СНГ обязано именно тому, что он сделал для миссии. Он был человек «номер один» во всем движении — по своей важности, по степени заслуг, по степени духовной ответственности. Все ведущие сейчас проповедники в России были его учениками. Он был приближенным к Шриле Прабхупаде с самого начала, он был его личным секретарем. Тридцать лет он самозабвенно служил Шриле Прабхупаде защищая, поддерживая и расширяя организацию. Груз ответственности, который он нес, был беспрецедентным. И тут вдруг в какой-то момент он увидел, что организационная система стала неадекватна новому времени. Спустя двадцать лет (когда многое в мире уже достаточно сильно поменялось) в организации проявилось нечто, что стало калечить судьбы людей. Он хотел адаптировать принципы, заложенные Шрилой Прабхупадой применительно к новому времени. Он пытался воздействовать на руководящий орган. И что за этим последовало? Он тут же был объявлен оскорбителем, «падшим», лишен всех титулов, заслуг и дискредитирован перед тысячами своих учеников. Он пошел против эгрегора организации, который формировался уже не Шрилой Прабхупадой, а главным образом управляющим советом. И потому потерпел поражение. (Вся эта история была в свое время предметом больших споров и разногласий, но здесь она приведена лишь для того, чтобы проиллюстрировать поведение эгрегора по отношению к отдельной личности.)

После такого пережитого шока (с «изменой» Харикеша Свами) эгрегор стал другим. Он «получил большие шишки». Теперь можно видеть, как тщательно он сейчас «перестраховывается». Сейчас внутри организации уравниваются все — в каком бы духовном статусе человек не был (негласный запрет на проявление индивидуализма и нестандартного мышления декларируется как полезное мероприятие — важная профилактическая мера для развития смирения, которое так необходимо для духовного роста). Уравниваются даже гуру. Хотят они этого или нет — гуру не могут не подчиниться требованиям эгрегора (выражающемся в постановлениях руководящего органа). Потому что, во-первых, гуру крепко-накрепко связаны с эгрегором. В Кали-югу саньяса-ашрам может существовать только внутри ведически ориентированного общества. А никакого другого зарегистрированного общества, такого же масштаба, как ИСККОН, в мире нет. А потому в Кали-югу, саньяси не может не «сотрудничать» с эгрегором этой организации. А во-вторых, в этом они видят проявление воли Кришны… (Один ученик в приватной беседе рассказал — что гуру сказал ему лично: «Предавайся Кришне! Не думай, что организация спасет тебя…»)

Извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки

Осмеливаясь на все эти непопулярные высказывания, автор прежде всего склоняется в глубоком почтении перед Шрилой Прабхупадой, глубоко осознавая, что созданная им организация — это то, что было санкционировано Параматмой, и то, в чём человеческий мир в высшей степени нуждается. Большинство современных людей могут идти к Богу лишь «строевым шагом». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, видя, как меняется мир, изменил традиционные для гаудия вайшнавизма отношения гуру-ученик, применительно к новой форме, к образовавшейся вайшнавской организации — согласно принципу «извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки». И все же его понимание духовной реальности и принципов приближения к ней (по мере ухода вайшнавов уровня маха-бхагаваты c поля зрения людей) оказалось в немалой степени искаженным с течением времени. Сам принцип, согласно которому связь человека с Кришной устанавливает сад-гуру, а не организация, остался неизменным. Ведь непосредственное участие принимает здесь Сверхдуша. Под влиянием века Кали эгрегор организации теперь не станет способствовать тому, чтобы раскрыть искреннему последователю тайны сердца истинного гуру, тайны сердца Шри Чайтаньи Махапрабху. Теперь мы видим, что происходит все как раз наоборот.

Большая удача

Это было бы несправедливо после стольких негативных высказываний в адрес эгрегора не сказать добрых слов о самой организации, созданной великим ачарьей. Автор видит, что для многих людей просто лишь считаться членами организации созданной Шрилой Прабхупадой — большая-большая удача и огромная честь. Для многих людей даже одно это — быть причастным ко всемирной организации Бхактиведанта Свами Прабхупады — будет ощущаться совершенством жизни. Таких людей очень и очень много. Реальность такова, что «школу ИСККОН» многим в этой жизни необходимо пройти. Для кого-то это — просто единственная возможность совершить духовный прогресс. Это просто единственная возможность для эволюционного роста.

Безусловно, эту «школу» для большинства начинающих нельзя будет ни избежать, ни обойти. Поэтому автор категорически не рекомендует критиковать её действующих руководителей, и особенно Шрилу Прабхупаду. Эта организация несет с собой благо для обитателей этого мира. (Господь Гауранга несомненно принимает в этом непосредственное участие). С какими бы недостатками это ни было связано. Носителями недостатков являются люди, но не Святое Имя, повторение которого проповедуется в ИСККОН.

Сдача экзамена

Во всякой школе есть процесс обучения и есть сдача экзамена. Иногда кто-то может долго обучаться, но не может сдать экзамен. Став жертвой своей критики и оскорблений, такой человек оставляет общение с вайшнавами. Другой человек может легко сдать экзамен сразу без обучения, легко пройдя все испытания — поскольку он завершил процесс обучения в своей прошлой жизни. А в этой жизни, сдав экзамен первого уровня, он переходит на второй. Всякая школа — в том числе и «школа преданности» — подразумевает различные уровни понимания и опыта. Школа Гаудия вайшнавизма — это школа Шри Чайтанйи Махапрабху. А первыми «членами» международного общества сознания Кришны являются Нарада, Вьяса и Шукадева Госвами. Жаль только, что многие даже старшие «слуги эгрегора» этого не понимают.

Автор рекомендует не распространять этот текст, так как он не преследует пропагандистские цели. Этот текст предназначен для индивидуального пользования — в помощь крайне-крайне узкому кругу читателей.

Опубликовал: админ. Время публикации: 22.01.2015 в 11:11 в рубрике Божественное и общественное, а также в темах: Вы можете комментировать эту запись.

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy