Кала (Вечное время) с точки зрения абсолютного знания Вед

11 декабря, 2011

Кала — непроявленный безличный аспект Госпо­да — отделяет материальный космос (как материаль­ную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Гос­пода. Мироздание существует как объективное прояв­ление Господа и находится под властью всё той же ма­териальной энергии Бога. Чтобы подробнее разобраться в этом сложном процессе, давайте прочитаем статью о том, что такое Кала, Вечное время.

Кала (вечное время)

Мельчайшую частицу материального космоса, ко­торая неделима и не образует отдельного тела, называ­ют атомом (парама-анух). Атом, невидимый для гла­за, существует всегда, даже после уничтожения всех форм. Материальное тело — это не что иное, как опре­делённая комбинация таких атомов, однако обыкно­венный человек неправильно понимает его природу.

Описание атома, приведённое в «Шримад-Бхага­ватам«, почти полностью совпадает с положениями современной атомистической теории; более подробно эти вопросы разработаны в учении Канады — парама­ну-ваде. Современные учёные также считают атомы мельчайшими неделимыми частицами, из которых построена вселенная. В «Шримад-Бхагаватам» содер­жатся сведения по многим отраслям знания, в том числе и атомистическая теория. Атом — это мельчай­шая тонкая форма вечного времени.

Атом является элементарной единицей проявлен­ной вселенной. Атомы в чистом виде, не объединён­ные в те или иные физические тела, называют безгра­ничным единством. Безусловно, существует множест­во самых разнообразных физических тел, но атомы сами по себе составляют основу всего сущего.

Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Время — это энергия всемогущего Бога, который управляет всеми перемещениями физических тел, хотя Сам Он в мате­риальном мире остаётся невидимым.

Атомное (парама-анух) время (кала) связано с про­странством, которое занимает конкретный атом (пара­ма-анух). Время, охватывающее всю непроявленную совокупность атомов, называют великим временем.

Пространство и время — это два взаимосвязанных понятия. В основу измерения времени положено прост­ранство, которое занимают атомы. Эталонное время рассчитывают по движению Солнца. Промежуток вре­мени, за который Солнце проходит пространство, заня­тое одним атомом, называют атомным временем. Са­мый большой промежуток времени охватывает всю не­дифференцированную совокупность атомов. Двигаясь по своим орбитам, планеты занимают в космосе опреде­лённое пространство, а единицей измерения простран­ства являются размеры атома. Каждая планета дви­жется по заданной орбите, не отклоняясь от неё. Такая орбита есть и у Солнца. Время, проходящее с момента сотворения вселенной до её разрушения, определяется числом оборотов всех планетных систем вселенной во­круг своей оси, которое они делают за весь период свое­го существования. Это время называют высшим калой.

Единица измерения грубого времени определяет­ся следующим образом:

два атома (парама-ану), соеди­няясь образуют сдвоенный атом (анух), а три таких сдвоенных атома (анух) один гексатом (трасаренух). Время, необходимое для соединения трёх траса­рену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, три ведхи равны одной лаве. Если одну секунду разделить на 1687,5 частей продолжительность каждой из них составит одну тру­ты — это время, необходимое для соединения восем­надцати атомов. Такое объединение атомов в различ­ные физические тела служит основой измерения материального времени. Отправной точкой во всех расчё­тах времени является Солнце. Период времени, продолжающийся три лавы, со­ставляет одну нимешу, три нимеши равны одной кша­не, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх — одну лагху. Расчёты показывают, что одна лагху равна двум минутам. Исходя из этого, можно связать ведические единицы измерения времени относительно атома с со­временной шкалой времени. Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют бандой. Две данды составляют одну мухурту, шесть или семь данд составляют четвёртую часть дня или ночи по исчислению людей.

Мерная ёмкость для определения продолжитель­ности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 грамм). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту ёмкость помеща­ют в воду, и время, за которое она до краёв наполнит­ся водой, называют одной дандой. Отверстие в мерной ёмкости из меди должно быть сделано сверлом длиной в четыре пальца и весом не более четырёх маш. Эти параметры определяют диа­метр отверстия. Ёмкость погружают в воду, и время, необходимое для того, чтобы она заполнилась водой, называют дандой. Это ещё один способ, позволяющий определить продолжительность данды. Данный способ измерения времени основан на том же принципе, что и песочные часы. Из приведённого описания явствует, что в веди­ческие времена люди обладали глубокими познания­ми в физике, химии и высшей математике. Измере­ния проводились самыми разными способами, кото­рые легко осуществить на практике.

День человека длится четыре прахары, которые иначе называют ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют половину месяца, и каждый месяц состоит из двух поло­вин — светлой и тёмной. Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завер­шает переход с юга на север.

Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет. Все влиятельные звёзды, планеты, светила и ато­мы во вселенной движутся по своим орбитам, повину­ясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время (кала). Все тела, начиная с Солнца и кончая атомом, на­ходятся под воздействием кала-чакры — колеса веч­ного времени, и каждое из них имеет фиксирован­ный период обращения, который называется сам­ватсарой.

Существует пять различных наименований, кото­рыми называют орбиты Солнца, Луны, звёзд и светил на небосводе. Каждое из этих небесных тел имеет свою самватсару.

Таблица перевода ведических единиц измерения времени в современную систему единиц.

  • 1) Одна трути — 8/13500 секунды
  • 2) Одна ведха — 8/135 секунды
  • 3) Одна лава — 8/45 секунды
  • 4) Одна нимеша — 8/15 секунды
  • 5) Одна кшана — 8/5 секунды
  • 6) Одна каштха — 8 секунд
  • 7) Одна лагху — 2 минуты
  • 8) Одна данда — 30 минут
  • 9) Одна прахара — 3 часа
  • 10) Один день — 12 часов
  • 11) Одна ночь — 12 часов
  • 12) Одна пакша — 15 дней

Две пакши составляют месяц, двенадцать месяцев складываются в один календарный год, в течение которого солнце делает полный оборот по своей орбите. Счи­тается, что срок жизни человека ограничен ста годами. Так вечное время держит в своей власти всё сущее.

Частичное разрушение вселенной, которое проис­ходит в конце каждого дня Брахмы, затрагивает не все планетные системы. Планеты, на которых живут великие мудрецы, такие, как Санака и Бхригу, не подвергаются разрушению в конце кальпы. Различ­ные планеты подчиняются разным кала-чакрам, то есть на них действуют разные системы отсчёта вечно­го времени. На Земле время течёт иначе, чем на плане­тах более высокого уровня.

Шкалы Времени

Четыре эпохи называют Сатья-югой, Трета-югой, Двапара-югой и Кали-югой. Их общая продолжитель­ность составляет 12000 лет по летоисчис­лению полубогов.

Один год полубогов длится 360 земных лет. Общая продолжительность четырёх перечисленных выше ве­ков вместе с переходными периодами, юга-сандхьями, составляет 12 000 лет полубогов, то есть полный цикл из четырёх юг длится 4 320 000 солнечных лет.

Сатья-юга продолжается 4 800 лет полубогов, Трета-юга — 3600 лет полубогов, Двапара-юга длится 2400 лет, а Кали-юга — 1200 лет полубогов.

Как уже говорилось, один год полубогов составля­ет 360 человеческих лет. Следовательно, продолжи­тельность Сатья-юги равна 4 800×360, то есть 1 728 000 лет. Трета-юга длится 3600×360, то есть 1 296 000 лет. Продолжительность Двапара-юги со­ставляет 2 400×360, или 864 000 лет. И, наконец, Ка­ли-юга длится 1 200×360, или 432 000 лет.

Переходные периоды, которые предшествуют каждому веку и завершают его, длятся по нескольку сотен лет полубогов. Сведущие астрономы называют эти периоды юга-сандхьями, или стыками двух эпох.

Один день на планете Брахмы, которая находится за пределами трёх планетных систем (Сварги, Мартьи и Паталы), продолжается тысячу циклов из четырёх юг, и столько же длится ночь Брахмы, в течение кото­рой творец вселенной погружён в сон.

Когда с наступлением ночи Брахма погружается в сон, три планетные системы, расположенные ниже Брахмалоки, скрываются в водах вселенского потопа. Во сне Брахма видит Гарбходакашайи Вишну, и Гос­подь даёт ему наставления, объясняя, как восстано­вить затопленную часть космического пространства. Когда ночь Брахмы истекает и наступает его день, он заново создаёт все три мира. За время существова­ния трёх миров в них сменяется четырнадцать Ману, прародителей человечества.

В конце жизни каждого из Ману также происхо­дит частичное разрушение вселенной, хотя и в мень­ших масштабах. Каждый из Ману наслаждается жизнью в тече­ние немногим более семидесяти одного цикла из че­тырёх веков.

В «Вишну-пуране» говорится, что жизнь Ману длится в течение семидесяти одного цикла из четырёх веков, то есть Ману живёт около 852 000 лет полубо­гов, или 306 730 000 земных лет.

После смерти очередного Ману на его место при­ходит следующий. Потомки каждого из Ману стано­вятся правителями на различных планетах вселен­ной, однако семь прославленных мудрецов, полубоги, подобные Индре, и их приближённые, такие, как гандхарвы, появляются одновременно с Ману. В течение одного дня Брахмы сменяется четыр­надцать Ману, и у каждого из них свои потомки.

На этапе творения, который охватывает день Брахмы, три планетные системы — Сварга, Мартья и Патала — периодически создаются и разрушаются, а их обитатели (низшие животные, люди, полубоги и питы) рождаются и умирают, пожиная плоды своей кармической деятельности.

На исходе дня Брахмы под влиянием ничтожно малой части гуны невежества огромная вселенная по гружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного вре­мени, бесчисленные живые существа исчезают в пу­чине разрушения, и в мире воцаряется безмолвие.

Здесь описана ночь Брахмы, которая наступает под влиянием времени, соприкасающегося с ничтож­но малой частью материальной гуны тьмы. Разруше­ние трёх миров осуществляется олицетворением тьмы, Рудра, принимающий облик огня вечного вре­мени; пламя которого пожирает все три мира. Эти три мира называются Бхух, Бхувах и Свах или Пата­ла, Мартья и Сварга. Бесчисленные живые существа исчезают в пучине потопа, а на сцену, где только что давала представление энергия Верховного Господа, словно занавес, опускается тьма, и в мире воцаряется безмолвие.

Когда наступает ночь Брахмы, все три мира ста­новятся невидимыми, а Солнце и Луна продолжают существовать. Они появляются в уцелевшей части вселенной, за пределами трёх миров. Разрушенная часть вселенной остаётся без солнечного и лунного света. Она погружена во тьму, затоплена водой, и в ней бушуют неистовые ветра.

Опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны, и великие мудрецы (Бхригу и другие обитатели Махарлоки) поднимаются на Джа­налоку, не в силах вынести жара огня, который бушу­ет внизу, пожирая три мира. Уничтожение вселенной начинается с того, что моря и океаны выходят из берегов. Налетают ураган­ные ветры, которые вздымают на морях свирепые вол­ны, и в считанные мгновенья все три мира оказывают­ся под водой. Пылающий огонь, который вырывается из уст Санкаршаны, бушует в течение ста лет полубогов, или 36 000 человеческих лет. В последующие 36 000 лет во вселенной идут проливные дожди, ураганные ветры поднимают на морях и океанах огромные волны, и океаны выходят из берегов. Верховный Господь с закрытыми глазами покоит­ся на троне Ананты, который раскачивается на водах вселенского потопа, а обитатели планет системы Джа­налоки, сложив ладони, прославляют Господа в своих молитвах. Таким образом, жизнь каждого существа, в том числе и Господа Брахмы, неумолимо приближается к концу. Каждое живое существо живёт сто лет по шкале времени, которая действует на данной планете, где оно обитает.

Каждое живое существо живёт сто лет по шкале времени,
которая действует на его планете.

Продолжительность этих лет может быть разной. Самым дол­гим является век Брахмы, но, хотя Брахма и живёт так невероятно долго, его жизнь тоже рано или поздно подходит к концу. Жизнь Брахмы, которая продолжается сто лет, делится на две части — первую половину и вторую. Первая половина жизни нашего Брахмы уже прошла, и сейчас идёт вторая половина его жизни. Первая половина жизни Брахмы началась с Брах­ма-калпы — в эту калпу Господь Брахма появился на свет. Вместе с Брахмой на свет появились Веды.

Согласно «Падма-пуране» (Прабхаса-кханда), за тридцать дней жизни Брахмы сменяется множество калп, например, Вараха-калпа и Питри-калпа. Трид­цать дней Брахмы составляют один его месяц, от пол­нолуния до полнолуния. Двенадцать таких месяцев складывается в год, а пятьдесят лет составляют одну парардху, или половину жизни Брахмы. В первый день жизни Брахмы Господь является в образе Швета­варахи. По индийскому астрономическому календа­рю день рождения Брахмы отмечается в марте. Это объяснение взято из комментариев Шрилы Вишванат­хи Чакраварти Тхакура.

За Брахма-калпой следует эпоха, которую назы­вают Падма-калпой, поскольку в эту эпоху из озера во впадине пупка Господа вырастает вселенский лотос. Эпоху, наступающую вслед за Брахма- калпой, называют Падма-калпой, так как в эту эпоху появля­ется вселенский лотос. В некоторых Пуранах Падма­калпу называют также Питрикалпой. Первую эпоху второй половины жизни Брахмы также именуют Вараха-калпой, поскольку в эту кал­пу Бог явился в образе вепря.

Общая продолжительность двух упомянутых вы­ше половин жизни Брахмы равна одной нимеше (доле секунды) по шкале времени Всевышнего, который не­изменен, беспределен и является причиной всех при­чин вселенной.

По шкале времени Верховного Господа вся жизнь Брахмы укладывается в долю секунды. Об этом сказа­но также в «Брахма-самхите» (5.48):

«Все правители бесчисленных вселенных (Брахмы) существуют лишь в течение одного вздоха Маха-Вишну».

Утверждения «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-самхиты» ни в чём не противоречат друг другу. Вечное время не обрывается вместе с жизнью Брахмы. Время продолжает свой ход, но оно не властно над Всевыш­ним, поскольку Господь Сам является повелителем времени. Время, бесспорно, существует и в духовном мире, однако всё, что происходит там, не подчиняется его власти. Время беспредельно, как беспределен ду­ховный мир, где всё сущее имеет абсолютную природу.

Вечное время повелевает всем, начиная с атомов и кончая Брахмой, чья жизнь длится невообразимо долго, и тем не менее оно находится в подчинении у Всевышнего. Власть времени распространяется только на тех, кто отождествляет себя с материальным те­лом, даже если они обитают на Сатьялоке или других высших планетах вселенной.

Вечное время является одной из форм Верховного Господа

Вселенная представляет собой скопление разнооб­разных объектов и феноменов, начиная с атомов и кон­чая самой гигантской вселенной, и все они подвластны Верховному Господу в образе калы, вечного времени. Всемогущее время отмеряет разные сроки существова­ния для разных типов физических тел. Определённым сроком ограничено время существования атомов, и опре­делённым сроком ограничено время существования всей вселенной. В назначенный срок разрушается тело чело­века, и в назначенный срок разрушается тело вселенной. Кроме того, рост, развитие и появление побочных про­дуктов также полностью зависят от фактора времени.

Вечное время является изначальной причиной взаимодействия трёх гун материальной природы. Веч­ное время неизменно и беспредельно, оно — орудие в руках Верховного Господа, который с его помощью являет в материальном мире Свои игры.

Будучи орудием Господа, безличный фактор вре­мени играет роль оси, вокруг которой вращается мате­риальное мироздание. Это рука помощи, которую Гос­подь протягивает материальной природе. Никто не зна­ет, где начинается время и где оно кончается; только время способно хранить информацию о создании, под­держании и разрушении материального космоса. Фак­тор времени является вещественной причиной творе­ния и, следовательно, непосредственной экспансией Бога. Время считают безличным аспектом Господа.

В наши дни существует много различных представ­лений о природе фактора времени. Некоторые из этих представлений почти полностью совпадают с концепци­ей «Шримад-Бхагаватам». Например, иудейские писа­ния также признают время представителем Бога. Там, в частности, сказано:

«Бог, который в разные времена в прошлом по-разному вещал нашим праотцам через Сво­их пророков…»

В метафизике различают абсолютное и реальное время. Абсолютное время непрерывно и не за­висит от скорости протекания материальных процессов. Астрономы и математики измеряют время, увязывая его со скоростью того или иного объекта, изменениями этого объекта или периодом его существования. Однако, по сути дела, время никак не зависит от относительных по своей природе вещей и явлений, наоборот, все объек­ты этого мира принимают свою форму и поддаются из­мерению только благодаря тому, что существуют во вре­мени.

Время является шкалой, лежащей в основе дея­тельности наших чувств, им мы измеряем прошлое, на­стоящее и будущее, хотя на самом деле у времени нет ни начала, ни конца.

Время не зависит от субъективного психического восприятия, но вместе с тем его мгнове­ния сами по себе не являются объективной реальнос­тью — они связаны с нашими ощущениями.

Поэтому Шрила Джива Госвами заключает, что фактор времени связан с деятельностью — действия­ми и противодействиями — внешней энергии Господа. Внешняя энергия, или материальная природа, дейст­вует под надзором времени, которое является Самим Господом, и потому нам кажется, будто материальная природа создаёт в материальном мире великое множе­ство удивительных вещей.

Кала — непроявленный безличный аспект Госпо­да — отделяет материальный космос (как материаль­ную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Гос­пода. Мироздание существует как объективное прояв­ление Господа и находится под властью всё той же ма­териальной энергии Бога.

Проявленный мир есть не что иное, как Сама Лич­ность Бога, однако нам кажется, будто он существует не­зависимо от Господа. Причина этого в том, что матери­альный мир отделён от Господа калой. Он подобен чело­веческому голосу, записанному на магнитную ленту и су­ществующему отдельно от человека. Подобно тому как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте, весь ма­териальный космос покоится на материальной энергии и благодаря кале кажется отделённым от Господа. Следо­вательно, материальный мир — это объективное прояв­ление Верховного Господа и Его безличный аспект.

Материальный космос в том виде, как он сущест­вует сейчас, был таким в прошлом и таким же оста­нется в будущем. Помимо творения, которое происходит естественным образом в результате взаимодействия гун матери­альной природы, существует девять других видов тво­рения. Разрушение бывает трёх видов; оно может быть вызвано вечным временем, материальными эле­ментами или качественными характеристиками дея­тельности живого существа.

Циклические процессы сотворения и разрушения материального мира подчиняются высшей воле. По­мимо них во вселенной протекают другие процессы творения, причиной которых являются взаимодейст­вия материальных элементов. Движущей силой этих процесов является разум Брахмы. К трем видам раз­рушения вселенной относятся:

  • 1) уничтожение всей вселенной, происходящее по истечении срока её существования;
  • 2) разрушение, вызываемое пламенем, которое вырывается из уст Ананты:
  • 3) разрушение, связанное с качественными ха­рактеристиками деятельности живого существа и по­следствиями этой деятельности.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 11.12.2011 в 18:48 в рубрике Без рубрики, а также в темах: , , , Вы можете комментировать эту запись.

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy