Параматма. Бог в сердце. Высшая душа. Сверхдуша.

6 июня, 2013

Описание Параматмы

«Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в аспекте Сверхдуши пронизывает Своим бытием все сущее». Гита 13.14

«Господь в аспекте Сверхдуши является изначальным источником материальных чувств, хотя Сам не обладает ими. Поддерживая все живые существа, Сам Он не испытывает привязанностей. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем. Высшая Истина пребывает внутри живых существ, как движущихся, так и неподвижных, также и вовне. Поскольку Ее форма духовна, Ее нельзя увидеть или познать с помощью материальных чувств. Находясь бесконечно далеко от нас, Она тем не менее всегда рядом с нами. Сверхдуша неделима и всегда существует как единое целое, хотя кажется поделенной между всеми живыми существами. Поддерживая существование всех обусловленных душ, Господь поглощает, а затем проявляет каждую из них. Господь – источник света во всем, что излучает свет. Находясь за пределами материального мира, где царит непроглядная тьма, Он является не проявленным. Он – знание, объект знания и его цель. Он пребывает в сердце каждого живого существа». (Гита 13.15-18)

“Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение.” Гита 15.15

Параматма знает прошлое настоящее и будущее

“О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Я знаю обо всем, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и случится в будущем. Я также знаю всех живых существ; Меня же не знает никто». Гита 7.26

Параматма направляет скитания всех живых существ

“Верховный Господь, о Арджуна, находится в сердце каждого и направляет движение живых существ, которые словно сидят в машине, созданной материальной энергией». Гита 18.61

«Все люди, о сын Притхи, всегда /во всем/ следуют путем, по которому Я их направляю». Гита 4.11

Различие между индивидуальной душой и Параматмой

“В Своей не проявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Все существа пребывают во Мне, но Я остаюсь вне их». Гита 9.4

«Как солнечный свет разлит по всей вселенной, энергия Господа распространена по всему творению, и в ней покоится все сущее. Однако отсюда вовсе не следует, что если Господь вездесущ, то Он не существует как личность. Чтобы опровергнуть подобные утверждения, Кришна говорит: Я пребываю всюду, и все сущее находится во Мне, и все же Я стою в стороне /отстранен/ от всего. Например, царь возглавляет правительство, которое является не чем иным, как проявлением его энергии; различные министерства и ведомства это не что иное, как энергии царя и каждое из них зиждется на его могуществе. Однако нельзя ожидать, что царь будет лично находится в каждом из ведомств /одновременно/». Гита 9.4 к

“Тот, кто постиг природу души и Сверхдуши, а также разницу между ними, обладает истинным знанием. Знание же того, кому ничего не известно о поле деятельности и знающем поле, весьма далеко от совершенства. Необходимо понять положение пракрити (природы), пуруши (того, кто наслаждается природой) и ишвары (того, кто, обладая знанием, повелевает или руководит деятельностью природы и индивидуальной души). Мы должны четко разграничивать их /эти три начала/, в зависимости от выполняемых ими функций, также как различаем художника, холст и мольберт. …

…Из этой главы мы узнаем также о том, что из двух знающих поле один несовершенен, а другой непогрешим. Один – глава, а другой подчиненный. Тот кто считает двух знающих поле тождественными друг другу, противоречит Верховному Господу, который в данном стихе говорит ясно: Я также знаю поле деятельности. Тот, кто называет веревку змеей, заблуждается. Существуют разные тела у разных владельцев. Поскольку каждая душа обладает индивидуальной способностью наслаждаться материальной природой, существует огромное многообразие материальных тел, в каждом из которых пребывает Верховный Господь, руководящий действиями души. Заслуживает внимания употребленное здесь слово ча, которое, как считает Шрила Баладев Видйабхушана, указывает на всю совокупность материальных тел. Кришна — это Сверхдуша, которая находится в каждом материальном теле вместе с индивидуальной душой. Здесь Он /Господь/ говорит однозначно, что Сверхдуша властвует и над полем деятельности, и над ограниченным в своих возможностях живым существом, которое пытается наслаждаться этим полем». Гита 13.3к

Две функции Параматмы

“В этом теле есть еще один, трансцендентный наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка всего сущего, который наблюдает за живым существом и санкционирует его действия и которого называют Сверхдушой». Гита 13.23

«Поле деятельности [тело], эго, чувства, усилия и Параматма – это пять сфер или причин всякого действия». (причинность действия исходит из пяти различных сфер). Гита 18.14

“Переход бесконечно малой индивидуальной души в новое тело становится возможным по милости Сверхдуши. Сверхдуша выполняет желания индивидуальной души, подобно тому, как один друг выполняет желания другого. Веды, (Мундака-упанишад 3.12, Шветашватара-упанишад 4.7) сравнивают душу и Сверхдушу с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (индивидуальная душа) поедает плоды дерева, а другая (Параматма) наблюдает за ее действиями. Из двух птиц, не отличных друг от друга в качественном отношении, одна очарована плодами материального дерева, а другая – просто наблюдает за ее действиями:

самане врикше пурушо нимагно
‘нишайа шочати мухйаманах
джуштам йада пашйатй анйам ишам
асйа махиманам ити вита-шоках

«Хотя обе птицы и сидят на ветви одного дерева, одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, пытаясь насладиться его плодами. Но когда страдающая душа обращает свой взор на своего друга, Верховного Господа, осознавая Его величие, она тут же освобождается от всех тревог и беспокойств». Гита 2.22 к

«Свеpхдуша, находящаяся в нашем сеpдце, всеведуща. Она знает все. После смены тела я могу забыть о том, что делал в пpошлой жизни, но Верховный Господь в моем сердце в обpазе Паpаматмы помнит все. Он устроит все так, чтобы в будущем я получил все за совершенное мною в пpошлом, испытав все последствия моей пpошлой каpмы. Я могу ничего не помнить, но Господь являет мне стpадания или наслаждения, согласно моим гpеховным или благочестивым поступкам в пpошлой жизни. Hе следует думать, что забыв о содеянном, человек освобождается от ответственности. Мы должны будем pасплатиться за все, что совершили, и какими будут последствия наших действий — это определит Свеpхдуша, свидетель всех наших поступков». Бхагаватам 3.24.45 к

Параматма не вмешивается в независимость живого существа

“Я никому не завидую и ни к кому не питаю пристрастия. Я равно отношусь к каждому живому существу. Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне — Мой друг; он во Мне, и Я ему тоже друг». Гита 9.29

“Верховный Господь не принимает от воплотившихся живых существ ни греховной, ни благочестивой деятельности. Они же пребывают в иллюзии, ибо их истинное знание покрыто пеленой неведения». Гита 5.15

Параматму можно понять только благодаря общению с истинным духовным учителем

“Истинным знанием обладает тот, кто, благодаря общению с истинными учителями, способен видеть одновременно три вещи: тело, обладателя тела, то есть индивидуальную душу, и друга индивидуальной души. Не общаясь с тем, кто обладает действительным знанием духовных предметов, человек не может увидеть эти три вещи». Гита 13.28 к

«Тот, кто видит, что во всех формах жизни индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша и понимает, что душа и Сверхдуша, пребывающие в бренном теле, не подвержены разрушению — видит вещи такими как они есть. Тот, кто видит, что Сверхдуша пребывает всюду и в каждом живом существе, никогда не позволит своему уму затянуть себя в пучину неведения. В конечном итоге он достигнет духовной обители». Гита 13.28-29

«Истинный йог видит Меня пребывающим во всем живом, а все живое пребывающим во Мне. Воистину, человек, осознающий свою истинную природу, видит Меня, неизменного Господа, повсюду. Для того, кто видит Меня пребывающим во всем и все во Мне, Я никогда не потерян. И он никогда не потерян для Меня. Йог, который поклоняется и служит Сверхдуше, зная о том, что Сверхдуша – это Я, всегда, при любых обстоятельствах остается во Мне». Гита 6.29-31

Опубликовал: админ. Время публикации: 06.06.2013 в 17:51 в рубрике Истины о Кришне, а также в темах: Вы можете комментировать эту запись.

3 комментария на “Параматма. Бог в сердце. Высшая душа. Сверхдуша.”

  1. Ладжавати д.д. |

    Исчерпывающий ответ!

  2. Mariya Belovodskaya |

    Наконец-то я прочитала это произведение, 8 лет спустя, как узнала о нём. Джай Шри Кришна.

  3. Сергей |

    Что означает поток серебристых непрерывных лучей,исходящих из плеч до кистей рук?

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy