Вишванатха Чакраварти Тхакур (Краткое жизнеописание)

января 31, 2013

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур родился в семье брахманов, принадлежащих к общине из Радхадеши, области, что расположена в Надии (Западная Бенгалия) приблизительно в 1650 году. Его тогда нарекли Хари Валлабхой, а двух его старших братьев звали Рамабхадрой и Рагхунатхой. Описывается, что сразу же после рождения Вишванатхи, тело младенца было окружено ярким сиянием, которое осветило всю комнату и вскорости исчезло.

Когда Вишванатха был ещё подростком, Деваграму посетил известный учёный брахман. Все местные пандиты побоялись вступить с ним в философскую дискуссию, Вишванатха, однако, вышел вперёд и в развязавшемся диспуте одержал вверх над знаменитым эрудитом.

За изучение санскритской грамматики Хари Валлабха взялся ещё в детстве, начав свои занятия в деревне Деваграма и продолжив их в Шаядабаде (область Муршидабада), где в доме своего гуру он стал изучать и бхакти-шастры. Вишванатха получил дикшу от Радхараманы Чакраварти — сына и ученика Кришначараны.

Ещё во время учёбы в Шаядабаде он написал три книги: «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Уджджвала-ниламани-кирану» и «Бхагаватамрита-кану». Вскоре он отрёкся от семейной жизни и отправился во Вриндаван, где написал ещё много других книг и комментариев. Вишванатха Чакраварти Тхакур составил комментарий к «Шримад-Бхагаватам» под названием «Сарартха-даршини». Приступая к объяснению раса-панчадхьяи — пяти глав «Бхагаватам», описывающих раса-лилу Шри Кришны, — он написал такой стих:

шри рама-кришна-ганга-чаранан
натва гурун урупремнах
шрила нароттама натха шри
гауранга прабхум науми

Здесь слово «Рама» относится к Шри Радха-рамане, духовному учителю Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Слово «Кришна» указывает на его парама-гурудева Шри Кришна-чарану. «Ганга-чарана» – это имя паратпара-гуру, духовного учителя его парама-гурудева, а «Нароттама» – имя Шрилы Нароттамы Тхакура, духовного учителя его паратпара-гуру (парама-паратпара-гурудева). Слово «натха» относится к Шри Локанатхе Госвами, духовному учителю Шрилы Нароттамы Тхакура. Таким образом Вишванатха Чакраварти Тхакур выражает почтение всей своей гуру-парампаре вплоть до Шримана Махапрабху.

С самого детства Вишванатха отличался большой отрешённостью. В очень раннем возрасте, по указанию отца, старший брат Вишванатхи Рагхунатха устроил его свадьбу. Изучение «Бхагавата-пураны», однако, пробудило в Вишванатхе дух отречения. Вскоре после завершения своего обучения и принятия дикши, Вишванатха оставил семейную жизнь и ушёл во Вриндавану.  Посетив ряд святых мест, Вишванатха в конце концов принял прибежище у Мукунды Дасы, ученика Кришнадасы Кавираджи, и поселился на берегах священного озера Радха-кунды. Примерно в это же время Вишванатха посетил Патаданджу и установил там мурти Гопалы. По указанию своего гуру, Вишванатха навестил свою жену, с которой провёл только одну ночь, в течение которой она не услышала от него ничего, кроме рассказов о Кришне. На следующее утро Вишванатха оставил дом и вернулся к своему духовному учителю, который поручил ему переписать весь текст «Бхагавата-пураны». У Мукунды Дасы был ряд книг, которые он начал писать, но так и не завершил. Заметив великую преданность и эрудицию Вишванатхи, Мукунда поручил своему ученику завершить их написание.

Живя во Вриндаване, Вишванатха поклонялся мурти Радхи-Гокулананды и Гирираджи. Его Говардхана-шиле первым поклонялся сам Чайтанья, затем Рагхунатха Даса Госвами, Кришнадаса Кавираджа, Мукунда Даса, Кришнаприя Тхакурани, а затем — сам Вишванатха Чакраварти. В наши дни это мурти Гирираджи Говардханы находится в храме Радхи-Гокулананданы во Вриндаване. Некоторые же утверждают, что та самая Говардхана-шила сейчас находится в «Бхагавад-нивах» в Рамана-рети, около храма Кришны-Баларамы Международного общества сознания Кришны.

О духовных практиках Вишванатхи в этот период Нарахари пишет следующее:

«Будучи глубоко погружённым в воспевание киртана Господа, Вишванатха рассказывал о лилах Господа самым прекрасным образом. Никто не достоин говорить о его духовных практиках. Любой, кто был достаточно удачлив, чтобы просто взглянуть на Вишванатху, немедленно чувствовал облегчение от страданий материального существования. Вишванатха служил мурти Шри Гокулананды с большой радостью и великой преданностью».

По прибытии во Вриндавану, Вишванатха заметил, что после смерти вриндаванских госвами красота этого святого места увяла. Огромное количество матхов было разрушено мусульманами. Пуджари покинули Вриндаван, забрав с собой мурти, которым они поклонялись. Многие мурти были просто оставлены без присмотра и поклонение им прекратилось. Обитатели Вриндаваны пребывали в состоянии постоянного страха. Никто более не был заинтересован посвящать своё время изучению священных писаний.

Как-то во сне Господь Шри Кришна приказал Вишванатхе написать комментарии на книги Госвами. Он тут же начал плодотворно работать. Когда бы он ни садился писать, облака сразу же закрывали от него палящее солнце. Однажды сильнейший ливень грянул над тем местом, где Вишванатха писал свой комментарий на “Бхагавату”. Чудесным образом, ни одна капля не упала ни на Вишванатху, ни на рукопись.

Составляя “Мантрартху Дипику” (объяснение Кама-гайатри), Вишванатха пришел в замешательство. В соответствии с его тщательным исследованием, Кама-гайатри содержит двадцать пять слогов. Однако Кришна Даса Кавираджа пишет в “Чаитанйа-чаритамрите”, что в ней содержится двадцать четыре с половиной слога, причем они соответствуют двадцати четырем с половиной лунам, присутствующими в трансцендентном теле Кришны. Этому Вишванатха не мог найти объяснений. Во сне Шримати Радхика дала ему следующее наставление:

“О Вишванатха, пожалуйста, не печалься. То, что написал Кришна Даса Кавираджа — истина. Он также является Моей близкой служанкой. И ему известно все о Моих самых тайных и глубоких чувствах. Меня можно познать посредством слогов этой мантры. Без Моей милости никто не в состоянии узнать тайну этой мантры. Разрешение этой проблемы с половиной слога содержится в книге “Варнагама-бхасвади”. Прочитав ее, Кришна Даса написал то, что он написал. Буква йа, за которой следует буква ви, как в словах кама девайа видмахе, считается половиной слога. Она относится ко лбу Кришны, поскольку Его лоб имеет очертания полумесяца. Все другие буквы этой мантры — полные, и потому соответствуют полным лунам. А теперь вставай, посмотри эту книгу и приведи это доказательство для блага каждого”.

Тут же проснувшись, Вишванатха воскликнул в экстазе: “Хей Радхе! Хей Радхе! Хей Радхе!”

После того, как Вишванатха Чакраварти получил даршан Радхарани, его работы обрели божественную шакти. Он чувствовал, что Шримати Радхарани избрала его в качестве одной из Своих близких служанок. Его книги отражают эту реализацию.

Во время пребывания Вишванатхи во Вриндаване, многие местные учёные, такие как Баладева Видьябхушана, были глубоко тронуты его преданностью, трудоспособностью и силой ума. Вишванатха поставил перед собой цель возвратить былое великолепие и славу Вриндаваны. Основные его достижения состояли в следующем: Вишванатха лично установил мурти Гокулананды и стал поклоняться Говардхана-шиле. Он заново назначил пуджари для поклонения мурти в разных местах Вриндавана. По его инициативе, был основан ряд матхов. Вишванатха также вдохновил восстановление большого количества храмов.

В то время, понимание трудов вриндаванских госвами было недоступно для простого населения по причине того, что не существовало надлежащего анализа и толкования этих богословских трактатов. Вишванатха написал простые и ясные комментарии к книгам госвами, и представил многие из них в сокращённом виде. Это позволило любому понять и оценить основной смысл трудов вриндаванских госвами. Вишванатха также организовал широкое распространение книг, необходимых для повседневного изучения и духовных практик вайшнавов. Он также организовал курсы по изучению этой богословской литературы.

Великое служение сампрадае гаудия-вайшнавов

В самом преклонном возрасте Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур был целиком погружён в бхаджану, пребывая большую часть времени в состояниях антар-даши (глубокого транса) и ардха-бахьи (лишь наполовину внешнего сознания). Именно в ту пору между гаудия-вайшнавами и вайшнавами, которые придерживались доктрины свакиявады (законной супружеской любви), разгорелась острая дискуссия. Оппоненты гаудия-вайшнавов пытались убедить джайпурского царя Джай Сингха Второго в том, что шастры не одобряют поклонения Шримати Радхике как супруге Шри Говиндадевы. В подтверждение они приводили довод о том, что имя Радхарани ни разу не упоминается ни в «Шримад-Бхагаватам», ни в «Вишну Пуране» и что Она никогда не выходила за Кришну замуж по ведическим обрядам. Другое их возражение состояло в том, что гаудия-вайшнавы не принадлежат к авторитетной сампрадае, цепи духовных наставников. С незапамятных времён существует только четыре вайшнавские сампрадаи: Шри-сампрадая, Брахма-сампрадая, Рудра-сампрадая и Нимбарка (Кумара)-сампрадая. В эпоху Кали главными ачарьями каждой из этих сампрадай являются соответственно Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья. Поскольку у гаудия-вайшнавов не было своего комментария к «Брахма-сутре», их нельзя было считать истинной сампрадаей в полном смысле этого слова.

Махараджа Джай Сингх знал, что ведущие ачарьи гаудия-вайшнавов следовали учению Шрилы Рупы Госвами, и он созвал их в Джайпур, попросив принять вызов последователей Шри Рамануджи. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур был очень стар и, к тому же, всё время пребывал в духовном блаженстве бхаджаны, поэтому вместо себя он направил к царю для участия в диспуте получавшего у него наставления гаудия-вайшнава-веданта-ачарью маха-махопадхьяю (величайшего из великих учителей) пандита-кула-мукуту (украшение любого собрания мудрецов) Шрипада Баладеву Видьябхушану. Вместе с ним он отправил и своего дикша-ученика Шри Кришна-деву.

Кастовые госвами предали глубокому забвению свою связь с Мадхва-сампрадаей и тоже весьма непочтительно отзывались о Вайшнава-веданте, причиняя массу беспокойств гаудия-вайшнавам. Однако Шрила Баладева Видьябхушана с помощью неопровержимой логики и убедительных свидетельств из шастр доказал, что гаудия-вайшнавы принадлежат к подлинной, чистой сампрадае вайшнавов в линии Мадхвачарьи. Именуется она Шри Брахма-Мадхва-гаудия-вайшнава-сампрадаей. Это признают все наши ачарьи, в том числе Шрила Джива Госвами, Кави Карнапура и другие. Гаудия-вайшнавы считают «Шримад-Бхагаватам» естественным комментарием к «Веданта-сутре», поэтому иных, специальных комментариев к «Веданте» они не писали.

Имя Шримати Радхики упоминается во многих Пуранах, где говорится, что Она суть олицетворение хладини-шакти (энергии блаженства) и вечная возлюбленная Шри Кришны. В очень скрытой форме о Ней упоминается в «Шримад-Бхагаватам», особенно в Песни десятой при описании раса-лилы. Эту великую тайну способны постичь только расика и бхавука-бхакты, глубоко изучившие заключения шастр.

Шрила Баладева Видьябхушана, выступив на учёном собрании в Джайпуре, опроверг все доводы оппонентов и развеял их сомнения. Он убедительно доказал, что поклонение Радхе-Кришне авторитетно и что гаудия-вайшнавы принадлежат к парампаре, идущей от Мадхвы. Оппоненты вынуждены были умолкнуть, и всё же они остались при мнении, что сампрадаю гаудия-вайшнавов нельзя причислять к чистой вайшнава-парампаре, ибо у них нет своего комментария к «Веданта-сутре».

После этого Шри Баладева Видьябхушана написал «Шри Говинда-бхашью», комментарий к «Брахма-сутре», отвечающий духу гаудия-вайшнавизма. Вскоре в храме Шри Говиндадевы было положено начало поклонению Шри Радхе-Говинде, и с того времени подлинность Шри Брахма-Мадхва-гаудия-вайшнава-сампрадаи ни у кого не вызвала сомнений. Шри Баладева Видьябхушана оказался способен написать «Говинда-бхашью» и доказать связь гаудия-вайшнавов с Мадхва-сампрадаей только благодаря авторитету Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Великое дело, которое Шрила Вишванатха Чакраварти совершил на благо нашей сампрадаи, золотыми буквами будет вписано в историю гаудия-вайшнавизма.

Возрождение учения о паракияваде

В период, когда Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур жил во Вриндавана-дхаме, влияние учения шести Госвами несколько ослабло, и это проявилось в возникших тогда разногласиях по поводу свакиявады (учения о супружеской любви к Богу) и паракиявады (учения об отношении к Кришне как к возлюбленному). Чтобы развеять недоразумения, касающиеся свакиявады, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал две книги — «Рага-вартма-чандрику» и «Гопи премамриту», — где привёл множество замечательных свидетельств из шастр. Позже в «Ананда-чандрике», комментарии к стиху лагхутвам атра из «Уджджвала-ниламани» (1.21), он тоже привёл немало подтверждений из шастр и с помощью убедительных доводов решительно опроверг теорию свакиявады, утвердив учение о паракияваде. Он прочно обосновал понятие паракия-бхавы и в своей «Сарартха-даршини», комментарии к «Шримад-Бхагаватам».

Известно, что некоторые пандиты были очень враждебно настроены к Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, поклонявшемуся Кришне в духе паракии. Неспособные превзойти его в знании и логике, они решили его убить. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур часто выходил на парикраму по Шри Вришнавана-дхаме, и пандиты сговорились в один из таких дней застать его в тёмной чаще и лишить жизни. И вот Вишванатха Чакраварти Тхакур пришёл однажды в лес, где его подстерегали заговорщики. Они же, следя за Тхакуром, вдруг заметили, что он исчез, а на его месте увидели прекрасную девочку-враджаваси, которая в окружении двух-трёх подруг собирала в лесу цветы. Пандиты обратились к ней:

«О милое дитя! Только что здесь проходил великий бхакта. Ты случайно не заметила, куда он отправился?»

«Я видела его, – ответила девочка, – но куда он пошёл, не знаю».

Пандиты были очарованы несказанной красотой девочки, её кротким взглядом, изящными движениями и нежной улыбкой. Все нечистые помыслы ушли из их умов, и сердца обмякли. Они спросили у девочки, кто она, и та им ответила:

«Я – служанка моей Свамини, Шримати Радхики. Сейчас Она в доме Своей свекрови, а меня послала нарвать цветов».

Молвив это, девочка исчезла, и на её месте пандиты вновь увидели Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура. Они тут же пали к его стопам и стали молить о прощении за всё содеянное.

Жизнь Шри Чакраварти Тхакура полна таких чудесных случаев. Но наиболее важным для гаудия-вайшнавов является то, что он опроверг учение свакиявады и утвердил истину о совершенной паракие. Это не только защитило чистоту шри-гаудия-вайшнава-дхармы, но и восстановило влияние гаудия-вайшнавизма во Вриндавана-дхаме. Любой, кто может по достоинству оценить этот вклад Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, непременно поразится его непревзойдённой гениальности. Чтобы восславить его великие деяния, ачарьи гаудия-вайшнавов сложили такой стих:

вишвасйа натхарупо`сау бхакт вартма прадаршанат
бхакта-чакре вартитват чакраварти акхйайа бхават

«Одно его имя – Вишванатха, Господь вселенной, ибо он всем указывает путь бхакти, а другое – Чакраварти (ось вращения или душа любого собрания), поскольку он вечно пребывает в чакре, или окружении шуддха-бхакт».

Когда Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру было около ста лет, он вошёл в апраката (непроявленный) Вриндаван, сидя на берегу Шри Радха-кунды и глубоко погрузившись во внутреннее духовное состояние. Это произошло на пятый день пребывающей Луны месяца Магха (январь-февраль) в 1676 г. эры Шакабда или в 1755 г. после Р.Х. Его самадхи по сей день находится близ храма Шри Гокулананды во Вриндавана-дхаме.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 31.01.2013 в 16:44 в рубрике Вишванатха Чакраварти Тхакур, Жизнеописания чистых вайшнавов, Вы можете комментировать эту запись.

один отзыв на “Вишванатха Чакраварти Тхакур (Краткое жизнеописание)”

  1. Матхуранатх дас |

    Спасибо!

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy