Путь Гьяны

20 апреля, 2010

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшую статью Яшомати-нандана дас (Юрия Паршикова) на тему Гьяны.

Кришна дает подробное описание этого пути в Бхагавад-Гите. А здесь, с помощью Яшомати-нандана даса, мы проведем небольшой краткий обзор этой темы, чтобы разобраться в основных терминах и понятиях.

Определение гьяны

Путь гьяны – это путь философского поиска Абсолютной Истины. Когда после многих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек в конце концов окончательно разочаровывается и развивает отвращение к этому, Кришна приводит его на путь гьяны. Он пытается анализировать окружающий мир – с помощью наблюдений, логики и священных писаний – пытаясь понять вечную природу вещей. Постепенно он понимает, что все материальное разнообразие, окружающее его, временно, и потому иллюзорно. Он начинает осознавать, что отличен от грубого физического тела и тонких ума и разума.

В отличие от большинства современных философов-теоретиков, такой гьяни действительно старается удерживать чувства от контакта с их объектами. Такое отрешение называется ваирагья. Он практикует целибат, полностью исключая общение с представителями противоположного пола. Он сокращает свои потребности в еде и сне, удаляется в горы или другое уединенное место, занимается медитацией, стараясь воплотить в жизни свое понимание ахам брахмасми, то есть «я есть дух».

Он начинает понимать, что Абсолютная Истина лежит за пределами творения, вне материальных форм, и что он принадлежит этой Абсолютной Истине. В своем отречении он черпает вдохновение из тех разделов священных писаний, в которых описывается бренность этого мира и прославляется непреходящая природа Абсолюта. И после многих жизней практики отречения, редкие души, действительно сбросившие с себя покровы иллюзии, достигают, наконец, освобождения, сливаясь с вечным, непостижимым, недвойственным Абсолютом или безличным Брахманом…

Сложности на пути гьяна-канды

Сам Кришна объясняет Арджуне в Бхагавад-гите, что путь гьяны еще сложнее, чем путь кармы. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А удержать чувства очень сложно, поскольку по своей природе они деятельны. Более того, сама душа по природе деятельна, поэтому чрезвычайно сложно удержаться в таком состоянии инертности.

Так великий йог и аскет Вишвамитра-муни упал, заслышав лишь звон ножных колокольчиков Менаки, куртизанки с небесных планет, и ему пришлось начинать свои аскезы заново.

Более того, даже достигнув долгих трудов слияния с Абсолютом, будучи деятельным по своей природе, живое существо и там не находит удовлетворения и возвращается в этот материальный мир.

Однажды Шрилу Прабхупаду спросили, почему гьяни-имперсоналисты падают. Шрила Прабхупада задумался и ответил:

«Им там скучно».

Это подтверждает Господь Брахма в 10 песни Бхагаватам (10.2.32):

«О лотосоокий Господь, хотя непреданные, проходящие через суровые аскезы и покаяния, чтобы достичь совершенства, могут считать себя освобожденными, их разум нечист. Они падают со своего положенения вымышленного совершенства, поскольку не имеют почтения к Твоим лотосным стопам».

Почему же в этом стихе говорится, что их разум нечист? Потому что у них остается последний след материального эгоизма. Я постигну Абсолютную Истину, Я достигну освобождения. Все есть Брахман, Я есть Брахман, Я и есть этот Брахман. Такое сознание не соответствует вечной природе живого существа, черпающего подлинное удовлетворение лишь в бескорыстном преданном служении Личности Бога, поэтому они возвращаются к материальной деятельности.

На практике такие гьяни обычно открывают благотворительные миссии или школы йоги. С точки зрения обыкновенного человека это может выглядеть очень похвально, но, в соответвии со священными писаниями, для гьяни это является недостойным падением.

Таким образом путь гьяны – это путь философского постижения Абсолютной Истины и отречения от материальной деятельности. Но даже достигнув совешенства на этом сложном пути – безличного освобождения – гьяни не испытывает полного удовлетворения и как правило возвращается к благочестивой материальной деятельности.

Окончательная цель гьяна-канды

У Вас может возникнуть вопрос: «А зачем Кришна тогда дал этот путь гьяны?» Вы правы.

Кришна предоставляет освобожденному гьяни возможность общения со Своими чистыми преданными. И если он воспользуется этой возможностью, то ему очень легко будет встать на путь чистого преданного служения, подняться выше уровня безличного освобождения и вернуться домой назад к Богу.

© Яшомати-нандана дас (Юрий Паршиков)

Прочитайте также предыдущую статью о Карма-канде

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 20.04.2010 в 11:15 в рубрике Духовный поиск, а также в темах: , Вы можете комментировать эту запись.

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy