Какую роль играет Шива, в каких отношения он находится с Брахмой и Кришной?

декабря 22, 2012

Вопрос: Какова истинная природа Господа Шивы? Какую роль он играет, в каких отношениях он находится с Брахмой и Кришной?

Сегодня для многих эта тема представляется действительно очень туманной и запутанной. Особенно, когда вокруг появляется много противоречивых мнений, подкрепленных ссылками на ведические писания и т.д. Есть немалая доля людей, которые могут доказать, что Шива это и есть изначальный Бог. Но между тем, вайшнавская литература, а также цепь ученической преемственности, ведущая от самого Кришны, позволяет рассеять все сомнения и окончательно уяснить истинное положение Шивы.

Господь Махадева

Господь Махадева

Ответ: Довольно научно и подробно об этом предмете можно прочитать из 5 главы Шри Брахма Самхиты, которая вышла в издательстве Шри Чайтанья Сарасват-матха, в переводе Шрилы Бхактивинода Тхакура.

  1. Шива как мужское начало Бога
  2. Шива как взгляд Маха-Вишну
  3. Глубинная природа Шивы и Его связь с Богом
  4. Отношения с Брахмой
  5. Беседа Шивы и Нарады муни (Брихад Бхагаватамрита)

Сейчас мы попробуем внимательно изучить этот вопрос на основе данной книги в переводе Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

1. Шива как мужское начало Бога

Явленное при сотворении мира сияние, излучаемое наделенным полнотой качеств частичным проявлением Кришны, суть отражение вечного сияния. Оно принимает образ Бхагавана Шамбху* — олицетворения мужского начала Божественной природы. Подчиненный силе судьбы, этот символ мужского начала — часть Абсолюта, ответственная за созидание материального мира. Порождаемая провидением энергия рождения потомства предстает как женское лоно, воплощение низшей энергии — майи. Союз двух этих начал дает жизнь махат-таттве, представляющей собой лишь отражение изначального семени желания (кама-биджи) Всевышнего Господа Хари.

Шри Брахма Самхита 5:8

*другое имя Шивы

Комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура:

Наделенный желанием творить Санкаршана — полномочная экспансия Кришны — берет на себя инициативу сотворения материального мира. Приняв облик первого проявления Господа-повелителя(пурушаватары), возлежа на причинных водах, Он бросает взгляд на майю. В акте творения этот взгляд является инструментальной причиной, орудием. Туманный, меркнущий образ того отраженного сияния Всемогущего — это действующий орган зачатия, Шамбху, соединяющийся с формообразующими аспектами майи — тени энергии по имени Рама. Далее, тень изначального семени желания (кама-биджи), принимает образ махат-таттвы — великого, вселенского оплодотворяющего начала — и включается в процесс сотворения Вселенной. Первоначальное проявление желания, сотворенное Маха-Вишну, называется хиранмайя махат-таттва; это принцип внутренней готовности к сотворению вселенной.

Подразумеваемая здесь идея состоит в том, что мир творит воля Всевышнего Повелителя, Пуруши, играющая роль как инструментальной, так и действенной причин (нимитта-упадана). Инструментальная причина олицетворяется майей, играющей роль женского органа воспроизведения; действенная причина существует в облике Шамбху, играющего роль мужского органа зачатия, а Маха-Вишну — это Повелитель, Чья воля служит начальным импульсам творения. Изначальные компоненты творения, или субстанция(прадхана) — суть действенная причина, а женское, воспринимающее начало (пракрити) — это майя. Соединяющая их воля — это Тот, Кто проявляет иллюзорный материальный мир, Повелитель (Пуруша), полномочная экспансия Кришны. Эти три личности осуществляют процесс сотворения вселенной.

А теперь простым языком:

В данном стихе доказывается, что Шива является инструментальной частью материального творения космических миров, олицетворяющий мужское созидательное начало Кришны.

2. Шива как взгляд Маха-Вишну

Представляющий вечный прототип мужского достоинства (лингам) Махешвара Шамбху, мужское начало действенной причины, соединяется с инструментальной причиной, представленной его энергией, майей. Бросив Свой взгляд, Господь вселенной, Маха-Вишну, частью Своей входит в Шамбху.

Шри Брахма Самхита 5:10

Комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура:

В паравьоме — сфере духовного мира, в которой царят величие и благоговейное почтение — правит Шри Нараяна, неотличный от Самого Кришны. Маха-Санкаршана это одна из четырех экспансий Шри Нараяны в составе чатур-вьюхи. Таким образом, даже Он является наделенной полнотой качеств частью Кришны в форме Нараяны. Силой Своего духовного могущества наделенная полнотой качеств экспансия Маха-Санкаршаны вечно возлежит на водах реки Вираджа, расположенной на полпути между нематериальным и материальным миром. При сотворении вселенной Он (Маха-пуруша) бросает взгляд на удаленную теневую энергию — энергию майи. В этот момент отражение изначального образа Господа в облике Его божественного взгляда — Шамбху, повелителя прадханы (предвечных материальных элементов), энергия которых существует в образе Рудры — соединяется с материальной инструментальной причиной — майей. Но Шамбху не способен действовать без поддержки Маха-Вишну, непосредственно представляющего духовное могущество Кришны. По этой причине материальное оплодотворяющее начало (махат-таттва) может возникнуть, лишь когда наделенная полнотой качеств экспансия Кришны — изначальная аватара Маха-Вишну (представляющая собой полноценную часть Маха-Санкаршаны и являющегося полноценной экспансией Кришны) — одобряет взаимодействие энергии Шивы и Майи, и исполняющих роль действенной причины предвечных материальных элементов. С дозволения Маха-Вишну энергия Шивы последовательно создает Ложное Эго (аханкару) и пять основных элементов (панча-бхута) — эфир и т.д., тонкие формы их качеств (объекты чувств, танматры) и материальные чувства (обусловленной) души. Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния Маха-Вишну.

А теперь простым языком:

В этом стихе говорится, что Шива является той энергией взгляда Маха-Вишну, с помощью которого латентная материальная энергия оплодотворяется душами живых существ, дживами. Однако особенно важно в этой связи то, что Шива и Майя не могут начать этот процесс независимо от воли Маха-Вишну. Это в свою очередь доказывает полную зависимость Шивы от Кришны.

3. Глубинная природа Шивы и Его связь с Богом

Взаимодействуя с другим веществом, молоко превращается в простоквашу, и все же простокваша не отлична от молока, из которого она возникла. Подобно этому, я поклоняюсь Тому, Кто для выполнения особой миссии принимает природу «Шамбху», — Предвечному Господу, Говинде.

Шри Брахма Самхита 5:45

Комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура:

Здесь разъясняется глубинная природа описанного выше Шамбху, повелителя Махешадхамы.

Шамбху не является другим, независимым от Кришны «Богом». Те, кто придерживается другого мнения, оскорбляют Всевышнего Господа. Власть Шамбху ограничена властью Говинды, и потому на самом деле Они — единая и неделимая Истина. Природа их тождества пояснена примером, в котором молоко видоизменяется, обретая свойства простокваши при соприкосновении с чем-то кислым. Подобно этому, когда Господь принимает иной облик, Он не становится независимым. Тамо-гуна, материальное качество инертности, качество крошечности, присущее пограничной энергии, и ничтожная доля смеси энергии божественного сознания (самвит) и энергии блаженства (хладини) — сочетание этих трех начал приводит к появлению нового качества. Форма удаленного аспекта полной экспансии Всевышнего Господа, слившаяся с этой качественно новой формой, образует отблеск Божественности в образе мужского органа, Господа Шамбху, проявления Садашивы; а из Шамбху появляется Рудрадева.

Как действенная причина творения, в форме совокупности всех материальных элементов, как поддерживающий мир (Покоритель демонов), а также разрушитель мира Говинда нисходит как Гунаватара (аватара-покровитель одного из трех качеств материальной природы) в образе Шамбху — отделенной части, наделенной природой полной экспансии Господа.

Шамбху как «Повелитель времени» упомянут в священных писаниях и соответствующие цитаты приведены в (санскритском) комментарии (Шри Дживы). Смысл таких изречений «Шримад-Бхагаватам», как вайшнаванам йатха шамбху и некоторых других, провозглашающих славу Шамбху как истинного вайшнава, заключается в том, что Шамбху, покорный воле Говинды и посредством своей энергии времени, соединяется с Дургадеви и выполняет возложенные на него функции.

Во множестве священных писаний, начиная с Тантр, он дает людям различные формы религии, образующие для джив, находящихся на разных ступенях развития, как бы лестницу, позволяющую им достичь преданности Богу, бхакти. По благотворной воле Говинды он косвенным образом защищает и питает чистую преданность Господу, шуддха-бхакти, проповедуя учение майявада (философское учение об иллюзии) и разного рода подделки под священные писания.

Шамбху в значительной мере наделен пятьюдесятью качествами дживы, и, до некоторой степени, пятью великими качествами, недоступными для обычных джив. Вот почему Шамбху нельзя отнести к категории дживы; он — повелитель джив (Ишвара), хотя и обладает природой отделенной части (вибхиннамши) Всевышнего Господа.

4. Отношения с Брахмой

В Шримад Бхагаватам и другой литературе говорится, что Брахмой, воплощением материальной гуны страсти в каждой из Вселенных, может стать любое живое существо. Более того, считается, что одно из первых рождений в материальном мире, которое получает живое существо — оно получает именно в теле Брахмы. Только в некоторых случаях, когда в какой-либо Вселенной нет подходящей дживы на пост Брахмы, ее место занимает Вишну, сам Бог.

Согласно истории творения, Рудра, воплощение гуны невежества, появляется во время гнева Брахмы из его межбровья. Таким образом в нашей Вселенной Шива является порождением Брахмы. Однако это не должно сбивать столку искренних преданных. Положение Шивы находится выше положения Брахмы, так как согласно комментариям Шрилы Бхактивинода Тхакура, приведенным выше, Шива не является джива-таттвой, т.е. Он не является обычной дживой, какой является сам Брахма.

Очень интересно в этом ключе прочитать обращение Брахмы к Шиве, в котором он проявляет свое отношение к нему, как к части божественного начала. Шримад Бхагаватам, 4.6:42 и далее

Господь Брaхмa скaзaл: Дорогой Господь Шивa, я знaю, что ты — повелитель всего мaтериaльного мирa, отец и мaть космического мироздaния в одном лице и Верховный Брaхмaн, нaходящийся зa пределaми мироздaния. Это то, что мне известно о тебе. Мой господин, рaспрострaняя себя в рaзличные формы, ты создaешь, поддерживaешь и уничтожaешь космическое мироздaние, подобно тому кaк пaук плетет, поддерживaет и зaтем втягивaет в себя свою пaутину.

Мой господин, с помощью Дaкши ты ввел в прaктику жертвоприношения, блaгодaря которым живые существa могут нaслaждaться плодaми религиозной деятельности и экономическим блaгополучием. Подчиняясь устaновленным тобой зaконaм и нормaм, люди чтят систему деления обществa нa четыре вaрны и aшрaмa, поэтому брaхмaны хрaнят эту систему и неукоснительно следуют ее принципaм.

О всеблaгой повелитель, по твоей воле те, кто вершит блaгие делa, попaдaют нa рaйские плaнеты и нa духовные плaнеты Вaйкунтхи или сливaются с безличным Брaхмaном, a грешники отпрaвляются нa ужaсные aдские плaнеты. Однaко иногдa прaведники попaдaют в aд, a грешники — в рaй, и причину этого очень трудно устaновить.

О Господь, предaнные, посвятившие свою жизнь служению твоим лотосным стопaм, видят тебя в форме Пaрaмaтмы в кaждом существе, поэтому они не отдaют предпочтения одним живым существaм перед другими. Тaкие предaнные одинaково относятся ко всем живым существaм. Они никогдa не поддaются гневу, в отличие от животных, которые не могут не видеть рaзличий между живыми существaми.

5. Беседа Шивы и Нарады муни (Брихад Бхагаватамрита)

Очень интересно описывает положение Шамбху беседа мудреца Нарады и Господа Шивы, приведенная в редкой книге Шрилы Санатаны Госвами Шри Брихад Бхагаватамрита. В русском переводе эта книга еще не появилась, но мы готовы предоставить вашему вниманию часть одной из ее глав.

Шри Брихад Бхагаватамрита Шрилы Санатаны Госвами. Часть 1.

Мудрец Нарада путешествует по всему миру в поиске самого возвышенного вайшнава. Господь Брахма отправляет его в обитель Господа Шивы и там мудрец встречает Махешвару, возглашая ему хвалу…

Глава 3. Прапанчитта-нама. Стихи с 10 по 42:

Махараджа Парикшит сказал:

Услышав восхваления в свой адрес, Господь Рудра, который является венцом всех вайшнавов во вселенной, а также изначальным духовным учителем Вишну-бхакти, закрыл свои уши и немного сердито произнес:

«Я никакой не властитель Вселенной, не заслуживаю я и самой большой милости Кришны. Я всего лишь жажду милости слуг Его слуг и служанок!»

Махараджа Парикшит сказал:

«Услышав эти слова Господа Шивы, Нарада тут же прекратил исполнять свои восхваляющие песни, в которых он описал равенство Шивы и Шри Кришны, и почувствовав себя словно преступник, медленно произнес:

Шри Нарада муни сказал:

«По правде говоря, я должен признаться, что тебе очень хорошо известна слава Верховной Личности Бога и Его верных слуг, и потому ты можешь раскрыть ее смысл, такой непостижимый и трудный для понимания — всем остальным. Поэтому даже самые лучшие из вайшнавов стремятся получить твою милость, и довольный тобой, Господь Шри Кришна сам широко воспевает твою славу. Сколько же форм принимал Шри Кришна, чтобы с преданностью служить и поклоняться тебе, и сколько благословений Он принял от Тебя?»

Махараджа Парикшит сказал:

«Слушая эти слова, Господь Шива не мог больше оставаться в спокойствии. Будучи поставленным в такое затруднительное положение, Он встал со своего места, закрыл рот мудреца Нарады обеими своими руками и сказал:

«О, Нарада! Не смей больше описывать мое бесстыдство!»

Сильно возбужденный, Шри Махадева сказал:

«О только посмотрите, как велико могущество и богатство моего возлюбленного Господа, и как непостижимы Его деяния! Мой Господь – бездонный океан поразительной, трансцендентной славы! Даже несмотря на мои многочисленные оскорбления в Его адрес, Он не отринул меня».

Махараджа Парикшит сказал:

«Услышав слова Господа Шивы, Нарада ощутил высочайшее блаженство. Крепко ухватившись за Его лотосные стопы, Нарада снова усадил Шиву на свое место и продолжил воспевать славу того, кто всегда погружен в нектар чистой преданности Господу Кришне».

Шри Нарада муни сказал:

«Ты чрезвычайно дорог Господу Кришне и ты никогда не совершил ничего, чем мог бы оскорбить Его. Даже если порой обычным людям кажется, что своими поступками ты нанес Ему оскорбления, Он никогда не питал к тебе обиды. Когда демон Банасура, который очень гордился невероятной силой своих рук, начал причинять множество беспокойств святым мудрецам, и с помощью своей мистической силы схватил и заключил под стражу Анируддху, Господь Шри Кришна сам сразился с ним. Когда же твой преданный, демон Банасура, которого ты лелеял как собственного сына, был почти мертв, чтобы спасти его — ты обратился с молитвой к Кришне. Будучи удовлетворенный твоими молитвами, Господь Кришна наградил его телом, подобным своему собственному, и сделал его твоим вечным спутником, даровав ему такое положение, которого не могут достичь даже полубоги.

Когда Гаргья и другие враги вайшнавов поклонялись тебе, соблюдая серьезные аскезы, ты даровал им такое странное благословение, которое в последствии вообще оказалось не благословением. Но когда царь Читракету, и подобные ему, не осознающие всей твоей славы и величия преданные Шри Ананта Шеши, посмели нанести тебе оскорбления, ты совсем не рассердился на них.

Однажды ты поклонялся Господу, чтобы просить у Него такого положения, которое бы превосходило Его собственное. Зная, что только самые возвышенные преданные Господа занимают более высокое положение, чем Он сам, ты таким хитрым образом хотел получить у Господа благословение стать Его чистым преданным. По этой причине Господь даровал и тебе и твоей супруге Парвати власть награждать своих преданных освобождением, обрести которое желают все полубоги и даже сам Брахма, всегда с молитвой просящий об этом.

Отрицая счастье, получаемое в результате обладания всей своей огромной властью, о которой мечтает даже Брахма и другие полубоги, ты всегда остаешься авадхутой, которому полностью безразлично все, что о нем подумают другие. Ты всегда пребываешь в экстазе от бесконечной любви к Господу. Кто еще, скажи способен также как и ты танцевать обнаженным со своей супругой и близкими спутниками?

Сегодня я своими собственными глазами видел, насколько сильно ты жаждешь достичь чистого преданного служения Верховной Личности Бога. Это желание навсегда сделало тебя самым дорогим для Господа Кришны. Способен ли я вообще описать, насколько ты дорог Кришне?

По твоей беспричинной милости очень многие также стали дороги Господу. По милости твоей супруги Парвати очень многие обрели милость Господа Кришны. Она в совершенстве знает науку о тебе и о Верховной Личности Бога. Господь Кришна любит богиню Парвати так, будто она его собственная сестра, и потому, хотя ты и являешься атмарамой (личностью, которая полностью черпает удовольствие в себе самой), ты также любишь ее с большой нежностью. Ты доставляешь ей удовольствие, радостно воспевая святые имена Бога (нама-санкиртану) и рассказывая ей удивительные повествования о Господе Кришне (Кришна-катху). В ее компании ты всегда испытываешь счастье и радость от общения с чистой преданной Господа Вишну».

Махараджа Парикшит сказал:

«О, моя дорогая мать. Тогда Господь Шива в смущении опустил свою голову, и обращаясь к великому мудрецу Нараде сказал:»

«О, Нарада! Без сомнения в тебе нет и капли ложного Эго, но увы! Являясь самим корнем этого ложного самоотождествления, будучи повелителем Аханкары, Ложного Эго, кто я такой по сравнению с Верховной Личностью Бога, Шри Кришной?

Я очень горжусь собой, считая себя владыкой этого мира, лучше всех осведомленного во всех вопросах. Я считаю себя повелителем всего знания, освобождения, чистым преданным Господа Вишну, и повелителем чистого преданного служения. Но когда приходит время разрушать эту вселенную, мне становится очень стыдно брать на себя обязанности повелителя гуны невежества, чтобы уничтожить всю вселенную.

О, Нарада! Если бы у меня была бы хоть капелька из бесконечного океана милости Господа Кришны, разве я бы боролся с Ним в сражении из-за цветка Париджата или в результате похищения Уши для Господа Анируддхи? Если бы Кришна наградил меня самой большое милостью, разве бы Он стал поклонятся мне, как своему слуге? Зачем же тогда Он дал мне такое ужасное задание снизойти в этот мир в облике ученого-майавади Шанкарачарьи, чтобы изобрести такую философию, которая заставит отвернуться от Господа столько людей?

Ты замечательно описал меня и Парвати, как дарующих освобождение, но это отвратительное освобождение, которым мы можем так легко наградить, доставляет огромную боль всем чистым преданным Господа.

О, лучший из спутников Шри Кришны! Не считай меня больше заслуживающим милости Господа. Если и есть кто-то, кто действительно достоин обрести милость Кришны, так это без сомнения жители Вайкунтхи, духовных планет.

(перевод с англ. sambandha.ru)

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 22.12.2012 в 20:10 в рубрике Без рубрики, Вопросы и ответы, а также в темах: , , Вы можете комментировать эту запись.

11 отзывов на “Какую роль играет Шива, в каких отношения он находится с Брахмой и Кришной?”

  1. Крышень |

    Несмотря на эту мозгодробительную статью, думаю все же самая главная тайна Шивы остается пока неразгаданной. Это касается связи Шивы с нашей страной. Здесь есть несколько важных вопросов, которые еще нужно исследовать до конца.

  2. тысячатристатринадцатый |

    ;)
    а что за тайна такая связывающая Шиву с нашей страной?
    ;)

  3. тысячатристатринадцатый |

    И…
    почему же Шива называет освобождение, которым он и Парвати могут так легко наградить отвратительным и считает, что оно доставляет огромную боль всем чистым преданным Господа? Не в бровь а в глаз бьёт уже само прилагательное «отвратительное» по отношению к такому действу как ОСВОБОЖДЕНИЕ. И ведь учитывая то что чистые преданные,одинaково относятся ко всем живым существaм они не могут считать такое «лёгкое» освобождение незаслуженным, и должны радоваться о возвращение заблудшей души к Богу???

  4. Крышень |

    У меня есть некоторые подозрения, что Шива имеет особую связь с нашей страной, и особенно с Сибирью. Связь не только геологического и географического характера (кстати в одном сибирском храме Шивы я был), сколько даже антропологического и астрального. Но пока я еще не собрал достаточного материала на эту тему, я надеюсь Шива поможет мне открыть этот секрет.

    Что касается освобождения, то вайшнавы не привязаны к нему, поскольку занимаясь бхакти-йогой, они могут испытывать блаженство даже находясь в материальном мире. Кроме того некоторые игры Кришны проходят только в материальных вселенных, поэтому само по себе освобождение не считается таким уж крутым достижением. Слово «отвратительное» применимо к таким формам освобождения как Экатва, слияние с безличным брахманом. Оно считается отвратительным у вайшнавов, поскольку лишает их возможности служить Богу.

  5. тысячатристатринадцатый |

    Север, сторона мистических совершенств;)
    Сибирь;)ОМск;)
    озеро Шайтан;))Храм построенный Хануманом на дне;)С кристаллом там ищё якымсь;)
    Слыхал ищё что Рама изначально дето там обитал;)

    Из известных мне мест нашей планеты, первым делом хотел бы побывать именно в Сибири;) и Индии;)
    н а потом можно и в Париж;) умирать;))))))))
    Но лучшее конечно умирать в Варанаси;)

    До…

  6. Крышень |

    Да, места там не простые, правда я в другое измерение так и не попал, хотя очень хотелось… Но может в следующий раз получится :)

  7. тысячатристатринадцатый |

    Добраничь;)
    А о кком сибирском храме Шивы речь? То бишь старом, чи новоявленном?

  8. Крышень |

    Омкар Шива Дхам в Окунево, веселый такой http://omkar-okunevo.narod.ru/images/ashram/A20.JPG

  9. совенок |

    Кришнаиты похожи на христиан, которые рассказывают всем вызубренную идею — раз они носят крестики, то они лучше всех и место в раю им гарантировано, а кто крестик не носит — тот враг Бога и будет наказан. Собственно кришнаиты такие же упертые фанатики, не желающие понять, что и Шива и Кришна суть разные формы Единого, созданные Им для выполнения разных задач.

    Гордыня, которую взращивают в себе кришнаиты, считая себя некой ,,элитой,, по сравнению с остальными станет причиной их наказания их же собственным Господом. Об этом кстати говорил и сам Кришна.

    А кроме того не стоит забывать, что кришнаиты и их святые учителя всего лишь люди, а Шива — бог и не им его судить. Их дело — преданно служить Богу, а не оценивать Его поступки, какую бы форму Он ни принимал.

  10. Иштадев |

    Действительно, сейчас (даже среди моих знакомых) очень много людей верят в Шиву, Кали и тд. позиционируют себя, как шиваиты или агхори))) кто вообще себя провозглашает »шивой».))) у меня часто по отношению к ним возникает вопрос — »а с чего ты взял, что Шива существует?! может быть это чьи-то выдумки, придуманный людьми образ и тд.» известно, что если это принято как дань моде, и вера не подкреплена авторитетным Ведическим знанием (ибо это единственный изначальный источник), а позже живым, реализованным на практике опытом, то это ничем не отличается от веры в какого-нибудь выдуманного спайдер-мэна или гари потера. Такая вера не имеет надежной опоры.

  11. Игорь |

    совенок |, хорошо , встречный вопрос , какое тебе дано право так говорить о Кришнаитах?
    Ты глубоко заблуждаешься называя их гордыми…Значит ты вообще не знаешь о чём говоришь , раз так считаешь..

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy