Самая странная битва…

сентября 3, 2012

Не перестаю удивляться одному эпизоду, описанному в 6 песни Шримад Бхагаватам. Сколько раз перечитываю и все никак не могу понять, что же это была за битва, между Индрой и демоном Вритрасурой? Кто в ней победил и кто проиграл, и как она вообще могла произойти? Уж больно запутанная, странная ситуация сложилась тогда, в далеко ушедшие времена. Но попала эта история в Шримад Бхагаватам, отнюдь не случайно…

Уже перед самым началом битвы, Господь Вишну говорит Индре, что ему не стоит бояться демона, поскольку он также является преданным Господа. Правда Индра, видимо, даже не придал этим словам Господа особого значения. Вместе с полубогами, Индра обратился с молитвой к Вишну и получил Его благословение, а детали его уже не беспокоили, ведь теперь он был уверен, что решит свои насущные потребности.

Так, совершенно непостижимым образом Господь Вишну свел на поле боя двух величайших преданных. Один из них — Индра, был на стороне полубогов, другой — Вритрасура, был на стороне демонов. Но кто из них был ближе к Богу? Вот в этом есть немаловажный аспект этого сражения, поскольку он и должен определить победителя.

Мы знаем, что в войне побеждает только тот, кому благосклонен сам Господь Вишну. Победа всегда сопутствует Вишну как и все остальные достояния. Вот почему иногда в сражении славу победителя примеряет на себя та сторона, у которой не было преимущества ни в численности, ни в оружии. Так, молодой (25 лет) Александр Македонский разгромил неслыханное войско царя Дария, которого невозможно было победить, просто руководствуясь логикой и смекалкой. Но Дарий бежал и победа была на стороне Александра.

Однако если сам Вишну определяет исход битвы, то победа в сражении, без сомнения, будет дарована самому любимому преданному Господа, (пример тому Арджуна и битва при Курукшетре), а в этом сражении, конечно, таким был Вритрасура.

Какое удивительное сочетание: Вритрасура рожден демоном, он стоит на поле боя и перед ним находятся войска полубогов, которые, безусловно, являются самыми приближенными к Кришне. Из Вед мы знаем, что полубоги олицетворяют части тела Господа, это его самые ближайшие слуги. Но из всех воинов, ставших на этом поле, никто так не дорог Кришне, как демон Вритрасура. И наблюдая за ходом сражения, мы видим, что Индра, имея при себе несравненное преимущество в оружии,  даже не в состоянии победить его.

И при всем при этом,  битва эта таит в себе и еще одну загадку. Если Вритрасура так дорог Кришне, Господу Санкаршане, то как же Господь благословил Индру убить демона, наделив молнию Индры своей энергией, ведь даровав Индре такую силу, Господь, по сути дела, уже предрешил весь исход битвы? И это действительно так, как мы узнаем позднее. Но, несмотря на это, Вритрасура не может погибнуть в данном сражении, поскольку в этой битве демоном является как раз Индра, а не Вритрасура, олицетворяющий собой истинный пример доблести и чести.

Какая же это запутанная ситуация, как переплелись в ней нити кармы, законов провидения, и милость Кришны. Этот гордиев узел невозможно было бы развязать, если не подключить к объяснению иной смысл сражения и его исход.

Демон Вритрасура был величайшим преданным Господа, царем Читракету. Он получил это тело демона в результате проклятия Парвати, супруги Господа Шивы. Находясь в этом демоническом теле он полностью осознавал свое трансцендентное положение, а его знание законов религии превосходит знание даже царя Индры, который проявил свое бесчестие, пытаясь убивать убегающих с поля боя демонов. И этот величайший вайшнав Вритрасура знает об оружии Индры, он знает, что оно наделено могуществом полностью уничтожить его, Вритрасуру. И зная это, в глубине своего сердца он принимает решение погибнуть от руки Индры. Он видит в этом иной смысл…

Несмотря на то, что по законам религии, Вритрасура не может погибнуть от руки корыстного Индры, фактически, Вритрасура погибает от руки Вишну, который вложил свою энергию в молнию Индры. Индра не может даже удержать эту молнию в руках, и в пик сражения, почти полностью проигрывает его. Так работают законы религии. Но законы бхакти, бескорыстной любовной привязанности к Богу действуют совершенно иначе…

В своих молитвах демон Вритрасура как будто обращается к Господу с просьбой скорее освободить его от этого адского положения, от этого демонического тела, от всей этой бесконечной материальной жизни. Это невероятно, но по сути дела Вритрасура как будто сам просит Кришну убить его. Вот почему этот исход битвы становится фактическим финалом, видимым для всех. Это происходит только благодаря тайному желанию Вритрасуры. Но кто победил в этом сражении на самом деле — остается тайной для простых смертных.

Несмотря на то, что Индра был проглочен Вритрасурой, и даже Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур замечает, что сам Вритрасура посчитал, что выполнил свое дело и уничтожил негодяя (вот почему далее он не стал продолжать сражения), все же освободившись из утробы Вритрасуры, Индра сумел отсечь ему голову. Значит ли это, что победитель Индра? Фактически это так, но разве можно считать Индру победителем в этом сражении, если из них двоих только Вритрасуре удалось навсегда освободиться от материального рабства?

В момент смерти, душа Вритрасуры отправилась к Господу Санкаршане, он вернулся домой к Богу, он навсегда разорвал порочный круг самсары, который будет преследовать Индру до скончания веков. Поэтому с другой стороны становится очевидным, что истинным победителем стал именно Вритрасура, ведь победа всегда сопутствует только самым дорогим преданным Господа.

Вот такая эта удивительная, странная битва, которая описывается в 6 песни Шримад Бхагаватам. Эта битва уникальна, она ни разу не похожа ни на что другое, и она по-настоящему глубока, как бездонная пропасть.

Еще одним аспектом описанной истории, которая произошла очень очень давно, является безупречный пример наишкармьи, который дает Вритрасура царю Индре и всем нам.

Иллюстрируя своей собственной жизнью полное отречение от мира, от всех его привлекательных аспектов, он, тем не менее, не просто продолжает действовать движимый чувством долга, но еще и не имеет даже намека на уныние.

Задумайтесь на мгновенье… Какой это важный урок для избалованного щедротами материального мира современного человека. Как мы любим порою жалеть себя и часто негодовать о перипетиях своей трудной кармы и непростой жизни. Очень часто можно слышать, что весь звуковой эфир наших слов заполнен жалобами на других и на обстоятельства, и это при том, что все наши проблемы и трудности, как правило, не стоят и выеденного яйца. Но даже попадая в самые трудные ситуации, очень легко пасть духом и обрести уныние. И как не вспомнить в этот момент бессмертные слова Вритрасуры! Только взгляните на твердость его веры, на непоколебимость его мыслей, на решимость его сознания:

Шримад Бхагаватам, песнь 6, глава 12
стихи указаны в скобках

Шукадева Госвами сказал:

Выпустив на глазах у врага оружие из рук, Индра, по сути, уже потерпел поражение, и потому, сгорая от стыда, он даже и не пытался подобрать молнию с земли. Видя это, Вритрасура принялся ободрять Индру словами: «Подними же свою молнию и срази врага! Сейчас не время предаваться скорби!» [6]

Вритрасура продолжал:

О Индра, победа всегда сопутствует только изначальному наслаждающемуся — Бхагавану, Верховной Личности Бога. Он — первопричина творения, сохранения и разрушения вселенной. Все же остальные полностью зависят от Его милости и постоянно меняют материальные тела. Поэтому те, кто охвачен воинственным пылом, то побеждают, то терпят поражение. [7] Все без исключения живые существа, населяющие все планеты вселенной, вместе с повелителями этих планет находятся в полной власти Господа. Все их действия подобны трепыханию птиц, пойманных в сети и лишенных свободы. [8] Сила чувств, ума, тела, жизненная сила, смерть и бессмертие — все это в руках Верховной Личности Бога. Только глупцы и невежды не понимают этого и считают, что материальное тело действует само по себе. [9]

О царь Индра, как деревянная марионетка в виде женщины или фигурка зверя из соломы и листьев лишены самостоятельности и могут ходить и танцевать только по воле кукловода, так все мы пляшем, подчиняясь желаниям верховного повелителя, Личности Бога. Каждый из нас зависит от Него. [10]

Три пуруши (Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну), материальная природа, совокупная материальная энергия, ложное эго, пять материальных стихий, материальные чувства, ум, разум и сознание не могут создать материальный мир без вмешательства Верховной Личности Бога. [11]  Глупому, невежественному человеку никогда не постичь Всевышнего, поскольку такой человек, несмотря на свое зависимое положение, упрямо считает Всевышним себя.

Считать, что лишь вследствие своей кармы живое существо сначала получает материальное тело от отца и матери, а затем лишается его по чьей- то вине, как животное, убитое тигром, — глубокое заблуждение. В действительности создает и уничтожает одних живых существ посредством других Сам Верховный Господь. [12]

В момент смерти вопреки своей воле человек вместе с жизнью теряет и свое богатство, славу и все остальное. Точно так же по милости Верховного Господа человек, когда приходит время его торжества, может обрести эти достояния. [13] Зная, что все подчинено высшей воле Господа, следует хранить спокойствие при любых поворотах судьбы: в славе и позоре, в победе и поражении, в жизни и в смерти. Что бы ни пришло к нам — счастье или горе, — следует оставаться невозмутимым и непоколебимым. [14]

Каждый, кому известно, что три гуны — благость, страсть и невежество — относятся только к материальной природе и не затрагивают душу, что сама чистая душа является лишь свидетелем деятельности этих гун и ее последствий, должен считаться освобожденной личностью, не связанной гунами природы. [15]

Враг мой, взгляни на меня. Вдребезги разбив мое оружие и отрубив мне руку, ты уже одержал надо мной победу. Но даже на грани поражения я из последних сил сражаюсь с тобой, желая убить тебя. Даже в таком безнадежном положении я не падаю духом, так что и ты не поддавайся унынию и снова возьмись за оружие. [16]

Враг мой, смотри на эту битву как на азартную игру, где ставка — жизнь, игральные кости — стрелы, а ездовые животные — игровая доска. Никто не знает, кто из нас победит, а кто проиграет, ибо исход этой игры в руках провидения. [17]

Шукадева Госвами сказал:

Выслушав прямодушные наставления Вритрасуры, Индра восхитился им и снова взял молнию в руки. Справившись с недоумением и отбросив двуличие, он с улыбкой обратился к Вритрасуре. [18]

Индра сказал:

О великий демон, презрев опасность, ты проявил разум и стойкость в преданном служении, и отсюда я заключаю, что ты — совершенный преданный Верховной Личности Бога, Сверхдуши, друга всех живущих. [19] Ты преодолел влияние иллюзорной энергии Господа Вишну и, обретя свободу, победил свою демоническую природу и достиг положения возвышенного преданного Господа. [20]

О Вритрасура, демоны обычно влекомы гуной страсти. Поэтому не чудо ли, что ты, хотя и демон, рассуждаешь как преданный и ни на миг не забываешь о Господе Васудеве, который всегда пребывает в чистой благости? [21] Тот, кто неотступно служит всеблагому Господу Хари, плавает в океане нектара. Зачем ему водица из канавы? [22]

© Ваш слуга, Крышень

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 03.09.2012 в 17:11 в рубрике Без рубрики, а также в темах: , , Вы можете комментировать эту запись.

5 отзывов на “Самая странная битва…”

  1. ivan |

    я не согласен с вами. Вритрасура все же демон, и зачем называть демоном Индру? Это все («в этой битве демоном является как раз Индра, а не Вритрасура, олицетворяющий собой истинный пример доблести и чести.») похоже на самом деле на … Зороастризм… Когда человек зороастриец поклоняется Ахура-Мазде, ахурам, то есть … асурам… Но считает что он на стороне добра, и против зла — против даэвов, дэватов — полубогов Вед — особенно против Индры (и проклинает их, в т ч дэвадэва — Бога над всех дэватами — Вишну)… Просто не надо было оскорблять Шиву — не родился бы преданный в форме демона. Шива — он же один из лучших преданных. Для меня лично все понятно в этой истории

  2. Крышень |

    Конечно, на таком уровне понимания: оскорбил Шиву и потому родился демоном — вопросов и не возникнет. Но мне лично абсолютно очевидно, что никакого оскорбления там не было, как не было и оскорбления у царя Парикшита или царя Индрадьюмны, который родился Гаджендрой. Все это особые ситуации, их легко можно научиться узнавать.

    На страницах Бхагаватам мы не раз видим, как работает настоящее оскорбление и что стоит у его истоков. Внимательный разбор истории Джаи и Виджаи, истории Дакши и других позволяет разобраться в деталях этого процесса.

    Сначала Дакша оскорбил Нараду и результатом этого стало его падение (пусть вас не смущает то, что оскорбление Нарады описано в 6 песне, а ситауция с Шивой в 4, Бхагаватам передается не в хронологическом порядке, он следует другой, более интересной последовательности). Затем уже это духовное падение Дакши породило изменение его сознания и, как следствие, ситуацию с Шивой и Сати. Точно также Джая и Виджая сперва оскорбили Лакшми деви, затем их сознание изменилось и после они были прокляты Кумарами.

    Никакого духовного падения у Читракету не было, его сознание преданного Санкаршаны ничуть не изменилось даже после рождения Вритрасурой. Демонизм Вритрасуры не более чем декорация, поэтому считать что он родился демоном просто из-за оскорбления Шивы — это значит демонстрировать слишком поверхностное понимание Бхагаватам, тем более что и он, и Шива — являются преданными одного и того же Господа Санкаршаны. Если вы считаете что Вритрасура демон только потому, что родился демоном, значит по вашей логике нам следует назвать демоном и Прахладу махараджа. Но ни у одного вайшнава язык не поднимется такое сказать.

    В этой ситуации Индра проявляет больше демонических качеств, чем сам Вритрасура, который на самом деле уже находился НАД такими понятиями как демон или полубог, ведь был абсолютно трансцендентен. Говоря «больше демонических качеств«, я имею в виду «больше чем Вритрасура«, потому что у Вритрасуры вообще нет демонических качеств, у него нет привязанности к материальному миру. Таким образом Индра на самом деле значительно уступает Вритрасуре, хотя с внешней стороны должно быть все наоборот. Вот, что имелось в виду, а не то, что Индра демон, потому что не признает власть Вишну. Он больше демон, чем демон Вритрасура, чем демон Прахлада. Ибо и Вритрасура и Прахлада не мотивированные преданные в отличие от Индры, поэтому Индра со своими материальными привязанностями значительно им всем уступает.

    Весь Бхагаватам учит нас условно понимать такие вещи как асур или сур. Иначе не было бы в нем таких примеров как Бали, Прахлада и Вритрасура. Даже трон Хираньякашипу и тот оказался достаточно «чистым», чтобы на него сел Шри Нрсимха. А это значит что на абсолютном духовном уровне Бхагаватам все эти материальные условности не более чем временная мишура и не представляет собой реальной формы и реальной картины. Поэтому мне кажется очень поверхностно глядеть на все эти материальные условности и не вглядываться в смысл, вложенный в ту или иную историю. А я старался это сделать, хотя и не претендую на то, что у меня это получилось. Но у меня было желание поделиться своими наблюдениями, своими раздумьями и медитацией и поэтому я об этом написал.

    Мне кажется увидеть в моих статьях зороастризм вы смогли только благодаря тому, что не можете понять смысла мною написанного, который заключается в том, что я желаю превознести и прославить Шри Вритрасуру как величайшего преданного Господа.

    Царь Читракету, он же Вритрасура — один из моих любимейших персонажей Бхагаватам, это абсолютно чистая личность, у которой мне есть чему поучиться и у которой я бы хотел многому поучиться. Если бы вы могли ощутить величие таких вайшнавов как Шри Вритрасура, то никогда бы не написали такую глупость про зороастризм. Это просто смешно. Такие внешние определения как демон / полубог абсолютно ничего не стоят, когда речь идет о чистой преданности, о великом преданном Санкаршаны.

    Кстати и Вритрасура и Шива — оба величайшие преданные Санкаршаны, не удивительно поэтому и то, что сам Шива скажет матери Парвати после «своего оскорбления» царем Читракету — мол ну вот, милая, теперь ты увидела все величие преданных Вишну. Это скажет Шива, которого Читракету по вашему оскорбил, т.е. сам Шива его за это оскорбление похвалил!!!

  3. TOT |

    «Законы дхармы и законы бхакти действуют по разному».

    Конечно ведь вас интересует только то, чтобы ваша ложная преданность Кришне освободила вас от неменуемого: законов Дхармы. Вы продолжение буддизма, идите читайте ом мане падмехум.
    ___

    Вы совершенно неознакомлены с Личностью Того, Кому лжете, что Ему поклоняетесь.

    «Вишну издевается над грешниками».
    «О, Вишну, мастер обмана».

    ___

    Когда прожив жизнь, полную Божественной Силы Кришны, вы на смертном одре поймете, что вы не то, что на Вайкунтхе, вы и на земле то не особо нужны Шри Господину, тогда вы поймете, что значит «Милостивый и Его Вестник поиздеваются над грешниками в их последний день».

  4. TOT |

    Вы вообще хоть что-нибудь понимаете в Йоге?

    https://www.youtube.com/watch?v=N0jXwKPbVLI

    Кришна МОЛИТЬСЯ(Дхарана) ШИВЕ, а ШИВА лишь МЕДИТИРУЕТ(Дхьяна) на РАМУ.

  5. Виктор Ш |

    Спасибо Вам большое, дорогой Крышень, за открытие сердца, замечательный анализ и прославление бесприместной преданности Шри Вритрасуры!

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy